Раньше почти в каждом детском журнале была страничка с головоломками и ребусами. И вот там дети разгадывали кроссворды, соединяли цифры по порядку, а самые маленькие искали отличия в картинках или выход из лабиринтов. Сейчас так много игр и развлечений, что подобные головоломки отходят на второй план. Некоторые дети вообще не знают об их существовании.
Что касается лабиринтов, то это не просто развлечение, занимающее ребенка на определенное время. Это еще и отличное упражнение, помогающее крохе развиваться.
Ребенок смотрит на картинку и оценивает, как действовать, чтобы выполнить задание:
- вывести заблудившуюся девочку из леса;
- помочь лошади добраться до фермы;
- показать розовой машинке путь к розовому гаражу, а синюю привести к синему дому.
Сначала мама может заметить, что ребенок случайным образом находит верный путь. Нужно объяснить ему, что такое тупик или преграда. Из него нельзя просто так взять и перескочить на нужную дорогу. А придется вернуться назад и пересмотреть свой маршрут.
Кроха должен понимать, какая задача перед ним стоит. Если она окажется очень сложной (например, траектория непонятная или дорожки так переплетаются, что ребенок путается в этом клубке), то малыш только расстроится и испытает исключительно негативные эмоции от игры.
Поэтому нужно начинать с простых заданий, самых коротких лабиринтов с широкими дорожками. А уже потом предлагать крохе усложненные варианты. Где не просто нужно помочь слону добраться до озера, а еще и не идти по тем дорожкам, где обитают мышки. Огромному слону нужно избегать этих мелких грызунов.
Пусть сначала кроха ведет карандашом (ручкой или пальцем) по бумаге, в поисках нужного маршрута. Так намного проще не запутаться и отыскать выход.
Есть издания со страницами, на которых можно рисовать маркерами-фломастерами, а потом стирать прочерченную трассу.
Плюсы таких головоломок:
- позволяют многократно использовать лабиринт;
- дают возможность малышу освоиться, почувствовать себя увереннее. Так кроха быстрее отыщет дорогу.
Уже потом, когда ребенок немного попрактикуется, можно рисовать дороги, только водя глазами, не используя карандаши и спрятав пальцы.
Так в чем же польза лабиринтов?
Увлечение запутанными головоломками тренирует усидчивость, помогает развивать логическое мышление. Ребенок действует по правилам. Он понимает, что:
- тупики и препятствия надо обходить;
- идти нужно от начала до конца (а не из любого удобного места).
Хотя иногда приходится и схитрить. Не всегда удается быстро найти решение, поэтому действовать приходится от обратного. Именно прокладывать дорожку от конца к началу.
Внимание и способность концентрироваться во время игры также тренируются. Особенно, когда малыш проходит лабиринт мысленно. Ребенок воспринимает рисунок целиком, замечает не конкретные детали, а рассматривает все в общем. Только так можно найти выход.
А еще с помощью лабиринтов можно потренироваться, подготовив руку крохи к письму.
Пусть он чертит линию на нарисованной дорожке. Тут важно, чтобы она была узкой (конечно в меру, в зависимости от возраста и способностей ребенка). Малыш рисует путь, при этом за границы дорожки выходить нельзя. Можно сказать ребенку, что:
- стены ледяные и карандаш сразу замерзнет и расколется;
- или, наоборот, они такие горячие, что можно обжечься. Надо стараться прокладывать путь именно по центру дорожки.
А если мама или папа хотят полностью погрузиться в процесс, можно самим нарисовать лабиринт.
Тут вообще можно придумать все, что душе угодно. И привлекать персонажей, которые нравятся малышу. Не обязательно их прорисовывать. Например, дорожку можно сделать самим, а героев распечатать (вырезать откуда-нибудь) и наклеить.
Прохождение лабиринтов не только увлекает, особенно, если есть соревновательный элемент (когда дети ищут выход на скорость), но и приносит большую пользу подрастающему малышу.