Найти в Дзене

Как побывать в знаменитых музеях Италии, не выезжая из Москвы?

Италия пока не открыла границы для россиян. Многих из нас испытывают ностальгию по ее красотам. В предвкушении долгожданной поездки, я предлагаю совершить необычные прогулки по музеям Флоренции, Рима, Равенны, Падуи и др.

Прогулка первая: Итальянский дворик в самом центре Москвы

Когда я была аспиранткой в Академии наук СССР, мы много времени проводили в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Дело в том, что наш академический Институт экономики (ул. Волхонка, 14) располагался по соседству с музеем (Волхонка, 12). Нашим любимым местом был Итальянский дворик, великолепный атриум с полноразмерными копиями шедевров эпохи Возрождения, где доминирует статуя Давида Микеланджело. На самом деле, во внутреннем дворе представлены копии не только итальянских шедевров, но и французских, немецких и голландских. Самым ранним произведением в этом дворе являются знаменитые «Золотые ворота» - слепок портала Фрайбургского собора (начало XIII века), созданного в романском стиле.

Итальянский дворик.  ГМИИ им. А.С. Пушкина
Итальянский дворик. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Первоначально он назывался «Христианский двор», так как все экспонаты принадлежали к художественной традиции, берущей начало в христианском религиозно-философском мировоззрении. Позже это название было заменено на «Итальянский двор». Я думаю, что новое название больше подходит, потому что архитектурный дизайн Двора является точной копией внутренних дворов известных итальянских дворцов. Его создатели были вдохновлены внутренним двором Палаццо Барджелло во Флоренции; колонны и лестница скопированы с этого дворца. Балкон был «позаимствован» из Палаццо делла Канчеллария (Дворец канцелярии) в Риме по проекту Браманте. Поскольку оба дворца представляют собой лучшие образцы архитектуры эпохи Возрождения, итальянский внутренний двор имеет довольно гармоничный вид. Итальянский дворик предвосхищает знакомство посетителя с Отделом средневековой скульптуры и итальянского Возрождения.

Палаццо Барджелло, Флоренция
Палаццо Барджелло, Флоренция

В мои в аспирантские годы я даже не мечтала побывать в Италии, и мое первое знакомство с искусством итальянского Высокого Возрождения произошло именно в Итальянском дворике. С тех пор я много путешествую по Италии и часто встречаю в итальянских музеях оригиналы, которые мне уже известны в копиях. Однако самое замечательное состоит в том, что каждый раз, возвращаясь в музей, я «открываю» все «новые» копии шедевров, которые я только что видела в Италии!

На самом деле в этом нет ничего удивительного потому, что именно коллекция слепков с шедевров западно-европейского искусства послужила отправной точкой для создания музея. Началом всех начал был Кабинет изящных искусств и древностей Московского университета, в котором хранились греческие вазы, нумизматическая коллекция, несколько слепков с классических скульптур и небольшая библиотека.

Кабинетом заведовал Иван Цветаев (1847-1913), профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета. Он планомерно и постепенно пополнял коллекцию, превратив ее в Музей изящных искусств для студентов и широкой публики. В итоге собрание стало настолько масштабным и важным, что было решено создать Музей изящных искусств и построить соответствующее здание в центре Москвы.

Несколько лет назад я купила в Музее Марины Цветаевой прекрасную книгу «И.В. Цветаев создает музей», в которой собраны документы, письма и воспоминания о создании ГМИИ. Показана титаническая работа, которую проделал Цветаев, чтобы выбрать произведения искусства, чьи слепки должны украсить музей, убедить спонсоров выделить деньги, заказать полноразмерные копии в лучших художественных мастерских Западной Европы и доставить их целыми и невредимыми в Москву. Он предпринимал настоящие экспедиции в знаменитые музеи, общался с кураторами музейных собраний и коллекционерами. Результатом является то, что и сегодня посетители могут за несколько часов ознакомиться с шедеврами музеев мира.

Когда я впервые посетила площадь Синьории во Флоренции, я была счастлива увидеть копию Давида возле главного входа в Палаццо Веккьо, а годом позже увидеть подлинник в Галерее Академии в изящных искусств во Флоренции.

Микеланджело. Давид. Палаццо Веккьо
Микеланджело. Давид. Палаццо Веккьо

Статуя высотой 5,5 м была изваяна по заказу строительной комиссии собора Санта Мария дель Фьоре из огромной глыбы мрамора, которая несколько лет громоздилась на площади перед церковью. Задачу Микеланджело усложняло то, что с мрамором уже раньше работал другой художник Агостино ди Дуччо. Работа длилась с 1500 по 1504 год. Первоначальный замысел поместить фигуру Давида на крыше собора оказался неосуществимым. Статуя была передана городу и установлена перед Палаццо Веккьо, резиденции правительства флорентийской республики. В 1873 статуя для сохранности была перенесена в помещение Академии художеств, а на ее месте стоит копия.

Несколько лет назад я, наконец, увидела подлинного Давида. Статуя помещена под куполом на возвышении так, что несмотря на толпу туристов, можно беспрепятственно фотографировать ее. Как ни странно, статуя показалась мне меньше, чем в ГМИИ. Видимо потому, что нельзя было встать рядом с ней и сделать сэлфи.

Микеланджело. Давид. Академии художеств. Флоренция.
Микеланджело. Давид. Академии художеств. Флоренция.

Во Флоренции можно увидеть еще одну копию Давида из бронзы. Для этого нужно отправиться на панорамную прогулку за Арно и подняться на Пьяццале Микеланджело. Скульптурная композиция представляет квинтэссенцию шедевров Микеланджело, а именно, бронзовые копии его мраморных работ, выставленных во Флоренции. Давид гордо возвышается над площадью, а погребальные статуи из Капеллы Медичи в соборе Сан Лоренцо возлежат у подножия его пьедестала в небрежных позах. Легенда гласит, что 25 июня 1873 года скульптуру привезли на площадь девять пар волов.

Давид. Площадь Микеланджело. Флоренция.
Давид. Площадь Микеланджело. Флоренция.

Коль скоро Итальянский дворик является репликой внутреннего двора Палаццо Барджелло, в котором находится Национальный музей с богатым собранием скульптуры эпохи Возрождения, то вполне логично поискать здесь другие копии статуй. Слева и по диагонали от Давида можно увидеть две копии изящных бронзовых статуй из Палаццо Барджелло. Это еще два Давида. Один из них создан Донателло примерно в 1430–1432 гг. Эта камерная по своим масштабам статуя выполнена по заказу могущественного флорентийского семейства Медичи для внутреннего двора Палаццо Медичи во Флоренции.

Донателло. Давид. Палаццо Барджелло
Донателло. Давид. Палаццо Барджелло

Другого Давида чуть позже, в 1473–1475 гг. создал Андреа Верроккьо. Согласно свидетельству современников моделью для статуи, возможно, послужил юный Леонардо да Винчи, учившийся в те годы в мастерской Верроккьо.

Андреа Верроккьо. Давид. Палаццо Барджелло
Андреа Верроккьо. Давид. Палаццо Барджелло

Если двигаться дальше против часовой стрелки, то мы увидим еще одно произведение Донателло – гигантскую конную статую кондотьера Гаттамелаты, созданную в 1447–1453 гг. Подлинник находится на площади дель Санто (Сан Антонио) в Падуе, Италия. Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой (гепардом) Эразмо ди Нарни был предводителем наемных войск Венецианской республики. По постановлению Сената, он был увековечен не в скромном церковном надгробии, а в первом гражданском монументе эпохи Возрождения. Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы. Эта величественная статуя встретила меня при входе в базилику Сан Антонио, а вернувшись в Москву, я узнала ее копию в ГМИИ.

Донателло. Кондотьер Гаттамелата. Площадь дель Санто в Падуе
Донателло. Кондотьер Гаттамелата. Площадь дель Санто в Падуе

Кстати, еще одна копия работы Донателло в соборе Сан Антонио - фрагменты алтаря (1443-1450) – находится в зале 28. Итальянская скульптура XV века.

Завершаю свой сегодняшний рассказ еще одним маленьким шедевром. Будучи на стажировке в Университете Флоренции, я специально поехала в соседнюю Пистойю, чтобы полюбоваться на знаменитую майолику делла Роббиа на фасаде больницы. Она замечательна тем, что создана для гражданского здания и на живописном фризе разворачиваются жанровые сцены на тему милосердия. Напомню, что львиная доля работ династии скульпторов делла Роббиа изображает библейские сюжеты, поскольку их главным заказчиком была католическая церковь.

Джованни делла Роббиа. Сцены из композиции «Семь дел милосердия» Госпиталь. Пистойя
Джованни делла Роббиа. Сцены из композиции «Семь дел милосердия» Госпиталь. Пистойя

Признаться, я раньше не обращала внимания на эту композицию в Итальянском дворике и только в прошлом году, сидя на концерте в рамках "Пятницы в Пушкинском", подняла голову и с огромным удивлением увидела фриз делла Роббиа!

Джованни делла Роббиа. Сцены из композиции «Семь дел милосердия». Копия. ГМИИ
Джованни делла Роббиа. Сцены из композиции «Семь дел милосердия». Копия. ГМИИ

В следующих постах я предполагаю продолжить прогулки по Пушкинскому музею в поисках шедевров из Италии. Оставайтесь на связи!