Логисты и железнодорожники Тольяттиазота впервые в своей истории организовали доставку продукции тяжелыми поездами. Они в два раза быстрее добираются до места назначения. А удачный эксперимент только за полгода принес нашей компании экономический эффект – десятки миллионов рублей.
Тяжелые поезда общим весом семь тысяч тонн включают в себя 82 вагона. Экономия достигается за счет снижения расходов на привлечение стороннего подвижного состава.
С февраля 2020 года по сегодняшний день Тольяттиазот сформировал и отправил около 40 тяжелых поездов до финского порта Котка.
Благодаря тяжелым поездам, доставка нашей продукции от завода до финского порта Котка, в котором происходит перевалка продукции конечным потребителям, происходит в два раза быстрее. Вместо прежних восьми-девяти суток от станции Химзаводская до станции погранперехода Бусловская, поезд находится в пути четыре-четыре с половиной дня. За счет чего так происходит, объяснил директор по транспорту и логистике Владимир Эскин.
Небольшие группы вагонов подвергаются переработке в пути следования. То есть они периодически присоединяются и отсоединяются от разных поездов. Все эти процедуры на сортировочных станциях занимают много времени. К тяжелым поездам уже ничего не присоединишь – он идет без остановок на сортировочных станциях.
– Более того, маршрутизация задает некий ритм в работе, который позволяет не резервировать излишний подвижной состав, – продолжает Владимир Николаевич. – Раньше, опасаясь разгрузить производство, забить склад готовой продукции, на всякий случай привлекался дополнительный резерв. Как только появилась ритмичность и повысилась оборачиваемость, в этом отпала потребность.
История проекта стартовала около полутора лет назад. Тогда пришлось привлекать руководство Куйбышевской железной дороги к обсуждению проблемы узла «Жигулевское море». От Жигморя до Сызрани железнодорожный путь имеет специфический профиль: много уклонов и крутых подъемов из-за Жигулевских гор. Вкупе с другими факторами всё это не позволяет пускать по данному участку дороги тяжелые поезда. Пришли к пониманию, что для формирования тяжелого поезда Тольяттиазот создает две группы весом 3500 тонн на станции «Азотная» и практически одновременно отправляет их в Сызрань. Там эти части стыкуют в единый маршрут весом 7000 тонн и отправляют в финский порт Котка.
Все эти действия осуществлялись для совершенствования логистических цепочек предприятия. Логистика – это такая специфическая функция, которая координирует внутри компании производство и продажи, а на внешней сети взаимодействует с РЖД, портом, судовладельцами. Поэтому возможность организовывать тяжелые поезда появилась только благодаря слаженному взаимодействию разных функциональных блоков Тольяттиазота.
– Смогли пустить тяжелые поезда, потому что сектор продаж перешел на более четкое планирование. Стали планировать продажи с горизонтом на два-три месяца вперед. Также отдаю должное производственникам: продукт всегда производился вовремя и в планируемом объеме, – говорит о коллегах Эскин. – Оперативное взаимодействие между логистикой, продажами и производством получилось весьма позитивным. Даже если сталкивались с трудностями, старались находить решение совместно.
Владимир Николаевич подчеркнул, что был целый ряд сложностей и у специалистов железнодорожного цеха при формировании тяжелых поездов, но нужно отдать должное коллективу 17 цеха, который справился с ними.
– Если к январю 2020 года у нас коэффициент маршрутизации был равен нулю, то к июлю мы достигли 90%. Это означает, что практически все наши минераловозы пошли на экспорт в составе тяжелых поездов, – уточнил он.
Промежуточный результат достигнут. Тяжелые поезда быстрее доставляют нашу продукцию потребителям, а экономический эффект для Тольяттиазота достигает десятков миллионов рублей. Но дирекция по транспорту и логистике уже работает над другими улучшениями.
– Следующая задача – организовать ритмичное возвращение порожних вагонов в составе сборных поездов, а не группами, как в настоящее время, – обозначает цели Владимир Николаевич. Дело в том, что в порту тяжелый поезд расформировывается для разгрузки. По мере освобождения, пустые вагоны отправляют обратно вагонами или группами вагонов. Портовикам выгодно быстрее освобождать свои площадки. А для отправления порожних маршрутов им придется подготовить определенный путь, на котором постепенно будет формироваться полноценный порожний поезд, прописать технологию, которая не станет мешать остальной работе порта. Финны понимают, что конкуренция растет. И, чтобы не потерять своих русских клиентов, им предстоит решить технические проблемы, мешающие формировать обратные порожние маршруты. Также им необходимо согласовать эту технологию с Российскими железными дорогами. Предстоит большая работа по синхронизации всех процессов. По моим оценкам, потребуется около года, чтобы система заработала четко.
Железнодорожная логистика Тольяттиазота взяла курс на серьезные улучшения. В планах внедрить новый информационный ресурс, в котором все функционалы смогут более оперативно и эффективно взаимодействовать друг с другом.
– В результате мы должны прийти к строго технологичному подходу, который уже давно используют в логистике на Западе, – уверен Владимир Эскин. – Когда достигнем поставленных целей эффективного взаимодействия производства, продаж и логистики, должны будем жестко следовать наработанным технологиям. Тогда такие бизнес-победы будут не разовыми, а постоянными для Тольяттиазота.
Юрий Николаев для "Волжского химика"