В середине XVII века в России как никогда остро стала ощущаться нехватка драгоценных металлов ‒ золота и серебра. Даже для чеканки монет приходилось использовать иностранную "валюту", попадавшую в Россию по торговым путям, переплавляя талеры, кроны, динары и прочие дукаты. В связи с этим царь Алексей Михайлович повелел организовать широкомасштабные поиски новых месторождений серебряной руды и самородного золота в различных уголках России. На местах тщательно собирали и проверяли даже самые фантастические слухи и былички. О ходе поисков докладывали лично царю.
Интересную историю царским посланникам в 1664 году поведал старец по имени Лот из недавно основанного Далматовского монастыря, в те годы находившегося буквально на задворках будущей империи. Монах рассказал, что в молодости бывал на берегах озера Иртяш и видел, будто бы там местные жители занимаются выплавкой золота и серебра. Руду они якобы брали со склонов некоей Сибирской горы, расположенной в месте впадения речки Тесьмы в Ай. Об этом старец рассказывал весьма красочно:
"… а золото и серебро, которое находят русские люди в татарских могилах, происходит из руды, которую добывают сибирские татары и их калмыцкие люди в горе в вершинах рек Уфы, Гадены и Яика... И домницы, и ямы в том месте есть... Около той горы речка названием Тасмы, устьем сошлась в Ай-реку, а длина той горы верст семь, поперек в версту, в вышину сажень на двести и более. На ту гору проложены дороги великие. Теми дорогами ездят многие башкирцы, этот камень берут и плавят золото и серебро".
История звучала довольно убедительно, и уже в 1668 году в указанные Лотом края отправилась большая военно-геологическая экспедиция. В 1674 году на склонах хребта Таганай ей был основан небольшой острог, который назвали Ново-Уральским. Это было первое русское поселение на территории современной Челябинской области. В течение нескольких лет острожек служил базовым лагерем для отправлявшихся в горы геологических партий, но поиски в итоге закончились ничем. Серебряной руды на склонах Таганайских хребтов так и не нашли. Вскоре экспедиция покинула Южный Урал, а острожек был за ненадобностью сожжён.
В 1708 году рассказ о "Сибирской горе" вновь всплыл где-то в недрах государственных архивов. Через некоторое время он привлёк внимание самого Петра I. Царь поручил начальнику уральских горных заводов Василию Никитичу Татищеву ещё раз проверить указанные сведения. Была организована новая экспедиция, которая подтвердила: ценных металлов в местных горных породах нет.
Время показало, что все эти годы экспедиции искали здесь совсем не те богатства. В 1741 году местные рудознатцы обнаружили неподалеку от бывшего Ново-Уральского острожка залежи железной руды. Перспективное месторождение купил тульский оружейник Алексей Перфильевич Мосолов. К тому времени он уже успел основать несколько железоделательных заводов в Тульской, Рязанской и Вятской губерниях и присматривался к горным богатствам Урала. В 1754 году у подножия горы Косотур было выбрано место для строительства Златоустовского завода.
По легенде завод получил своё название по фамильной иконе Мосоловых, на которой был изображён Иоанн Златоуст. Мосолов считал этого святого своим небесным покровителем и с самого начала намеревался построить в заводском посёлке храм в его честь. Намерение это он осуществить не успел, а храм во имя Иоанна Златоуста был построен при заводе лишь век спустя, в 1865 году.
В 1811 году Златоустовский завод был выкуплен государством, стал, как говорили тогда, "казённым". Заводской посёлок получил статус города и был преобразован в центр Златоустовского горного округа.
Спустя всего несколько лет при Златоустовском заводе была открыта оружейная фабрика, на которой производилось преимущественно холодное оружие. Первыми мастерами новой фабрики стали оружейники из немецкого города Золинген.
Как подсобное производство при оружейной фабрике почти сразу же появился цех художественной гравюры по металлу. Вскоре золотая и серебряная насечка, которой украшались шпаги, сабли и кортики, стала визитной карточкой Златоуста. Местные мастера начинали с освоения и продолжения традиций оружейников Западной Европы, а в итоге создали самобытный стиль декорирования оружия, получивший известность далеко за пределами России.
Златоустовским оружейникам в лице гравёра оружейной фабрики Ивана Николаевича Бушуева посвятил свой сказ "Иван Крылатко" известный уральский писатель Павел Петрович Бажов. Хотя сам он в Златоусте так ни разу и не побывал, его сказ пришёлся по сердцу жителям города. Образ крылатого коня из сказа Бажова впоследствии послужил основой для городского герба. Как говорится в его описании, крылатый конь "символизирует уникальное искусство златоустовской гравюры на стали и высокий талант златоустовских мастеров".
Прославил Златоуст и ещё один мастер и энтузиаст своего дела, Павел Петрович Аносов. Под его руководством в начале 1840-х годов на оружейной фабрике была получена булатная сталь, секрет производства которой многие века считался утраченным. Впоследствии Аносов создал классификацию булатов и провёл огромный объём работ по изучению влияния различных легирующих добавок на свойства стали. Фактически он стал основателем металлургии легированных сталей, без которых теперь невозможно представить нашу повседневную жизнь.
В 1859 году в Златоусте была запущена сталелитейная фабрика. Спустя несколько лет на ней были отлиты первые в России стальные пушки ‒ наиболее современные орудия того времени. Некоторые из них можно увидеть в импровизированном музее под открытым небом неподалёку от завода "Булат".
Отличительной чертой Златоуста является его местоположение. Он расположен в распадках горных хребтов, его улицы и кварталы вписаны в ярко выраженный рельеф, что добавляет городу очарования и живописности. Перепад высот в пределах городской черты достигает двухсот метров, а сам город считается одним из самых высокогорных на Урале: некоторые его районы расположены на высоте порядка 600 метров над уровнем моря.
Несмотря на бурный рост промышленности в советское время, получившей мощный импульс к развитию в годы Великой Отечественной войны, когда в Златоуст были эвакуированы многие предприятия из Центральной России, в наши дни город во многом сохранил облик и дух XIX века. Достаточно прогуляться по его старым улочкам, чтобы погрузиться в атмосферу тихого уездного городка. Особенно приятно это делать в самом начале лета, когда город утопает в яблоневом цвете.
Для тысяч туристов Златоуст ‒ не столько город знаменитых мастеров-оружейников, сколько своеобразные "ворота" национального парка Таганай. О его главных достопримечательностях, таких как Двуглавая сопка, Откликной гребень, Долина сказок и гора Круглица, я уже писал ранее. Упоминался мной Златоуст и в рассказе о формировании Уральского добровольческого корпуса ‒ ведь именно здесь ковались прославившиеся на всю Европу "чёрные ножи", которыми экипировались уральские танкисты.