Ранее я писал, что франшиза, это хороший способ начать свой бизнес. Однако, между франчайзи (Пользователь франшизы) и франчайзером (Правообладатель) могут возникать споры. В том числе, если качество франшизы оказалось ниже заявленного. В таком случае франчайзи может попробовать вернуть деньги заплаченные за покупку франшизы - паушальный взнос и разорвать отношения без серьёзного для себя убытка.
Подробнее о том, что такое паушальный взнос и роялти вы можете прочитать в моей статье "Паушальный взнос и роялти. В чём отличия".
Что можно оспорить
Не зарегистрирован Договор коммерческой концессии (ДКК) в Роспатенте
В ДКК должны быть указаны сроки регистрации договора в Роспатенте франчайзером. Вы можете оспорить договор, если франчайзер нарушил эти сроки по каким-либо причинам.
Если по условиям договора оплачивать госпошлину и регистрировать договор должен франчайзи, то вероятней всего франчайзер применит санкции за нарушение сроков регистрации ДКК.
Франчайзер нарушил условия договора и не обеспечил должным уровнем поддержки
Обычно в процессе первоначальных переговоров франчайзер заявляет количество услуг, материалов, обучения, после оплаты паушального взноса франчайзер передаёт произведения дизайна, ноу-хау, КИП (комплекс исключительных прав), право пользования зарегистрированным товарным знаком и так далее.
Если вы и в обозначенный срок не получили что-либо из перечисленного, то вправе потребовать возврата паушального взноса в судебном порядке и на основании подписанного договора.
Не зарегистрирован товарный знак (бренд)
На начальном этапе запрашивайте у франчайзера свидетельство о регистрации Товарного знака. Если его нет, то скорее всего франчайзер предлагает работать по Лицензионному договору, а не по ДКК.
Об отличиях лицензионного договора и договора коммерческой концессии я расскажу в следующей статье.
Если вы упустили момент и на этапе переговоров не узнали о товарном знаке и франчайзер не предоставил никакой информации, то вы вправе потребовать возврата паушального взноса.
ВАЖНО! Паушальный взнос должен быть сопоставим с объёмом предоставляемой поддержки.
Если вы решили вернуть паушальный взнос за приобретённую франшизу, то:
- Ещё раз внимательно изучите договор. Найдите пункты, где описано количество предоставляемых услуг. Если по какой-либо причине вам не предоставили указанное количество услуг, то требуйте их у франчайзера.
- Если франчайзер отказывается предоставлять указанные в договоре услуги по франшизе или предоставляет их не полностью, то вы вправе обратиться в суд. Рекомендую перед этим посоветоваться с юристом!
Перед тем как подписывать Договор, рекомендую обсудить все нюансы по франшизе с опытным экспертом по франчайзингу. Возможно потребуются совместные встречи с франчайзером, для выяснения нюансов о франшизе.
Не забывайте подписываться на канал, узнавайте о новых статьях и видео первыми! Пишите комментарии и задавайте вопросы.
Подписывайтесь в Инстаграм: https://www.instagram.com/v_fionov/