Как сложилась жизнь принцессы Сальме, а теперь уже Эмили Рюте дальше? Посетить свою родину она смогла только спустя 19 лет после своего неожиданного отъезда. Несмотря на то, что её действия не соответствовали общепринятым нормам морали того общества – беременность, бегство, смена вероисповедания и т.д., она была достаточно тепло принята на родине простыми людьми. Так, по крайней мере, она пишет в своей книге. Но в то же время известно, что Баргаш запретил родственникам с ней встречаться и, конечно, отказался встретиться сам. Более того, есть сведения, что те люди, которые высказали Сальме свои симпатии во время её визита в страну, были потом наказаны, а сама она, во время пребывания на Занзибаре боялась отправления, поэтому на берегу ничего не ела. Многие реальные моменты её жизни в книге описаны в более мягкой форме, чем это было в реальности. Она же не хотела нажить себе врагов на родине, издав эту книгу, наоборот, она пыталась развеять существующие предрассудки по поводу жизни арабского общества. Но для своей семьи она всё-равно была вероотступником, человеком, который предпочёл запад востоку.
В 1886 году была издана книга Эмили Рюте «Воспоминания арабской принцессы из Занзибара», которая стала приносить ей небольшие деньги. Когда книга вышла, султан Баргаш тоже поспешил получить экземпляр и книга ему понравилась. А как могло быть иначе? Эта книга привлекла внимание к Занзибару больше, чем собственные усилия Баргаша-политика. Баргаш всегда хотел заручиться поддержкой европейских государств, а книга Емили наилучшим образом этому поспособствовала. Сестра, которую он считал мёртвой, стала самым главным голосом Занзибара на международной арене.
В 1888 году она опять совершила поезду на Занзибар, хотела остаться там навсегда. Опять попыталась получить наследство. К этому времени на Занзибаре правил уже новый султан, тоже один из её братьев - Халифа. Но и этот брат её не поддержал. К тому моменту немцам она уже была не интересна, планы посадить на трон Занзибара её сына провалились. Они перестали её поддерживать и новый султан тоже.
Преданная дважды, вначале своей новой родиной, потом опять своей семьёй, Сальме решила не возвращаться в Германию, отправилась в Ливан, а потом в Бейрут. Несколько лет Сальме прожила в Бейруте, консулом которого был её сын. Почему Бейрут, а не Германия?
Семья обвиняла Сальме в смене религии, но эта смена была на бумаге, внутри она так и осталась мусульманкой. Она не ходила в церковь, не ела свинину. Всем религиям мира она по-прежнему предпочитала ислам, даже будучи христианкой. Вот какие плюсы ислама Сальме приводит в своей книге. Она считала, например, что законная жена султана находится в лучшем положении, чем жена европейца, потому что знает всех его наложниц, в отличие от европейской женщины, которая понятия не имеет чаще всего, сколько любовниц у её мужа. А жестокость по отношению к женщине в семье, по мнению Сальме, чаще встречается в европейском обществе, чем на востоке. Рабство – так это вообще нормальное явление, так как к рабам на Занзибаре относятся намного лучше, чем к рабочим на западе. Так считала принцесса.
Хотя Сальме одевалась, как европейская женщина, внутри она осталась мусульманкой, поэтому и жизнь в Бейруте как нельзя лучше соответствовала её внутреннему состоянию. В этом городе прекрасно уживались и сочетались 2 мира, Европа и Восток. В одном и том же кафе в Бейруте можно было встретить молодых людей, одетых по последней французской моде и людей в возрасте, одетых в традиционную одежду. Это город, в котором Сальме могла жить не между, а внутри двух миров, эдакий космополитан.
В Бейруте Сальме работала сотрудником консульства Германии. Регулярно предпринимала длительные путешествия на Ближний Восток. С 1920 года она жила в Йене, Германия, у родителей мужа одной из своих дочерей. В 1922 году султан Занзибара назначил ей пенсию в размере 100 фунтов. Умерла принцесса Сальме от воспаления лёгких в Йене в 1924 году. Ей было 79 лет. Похоронена в Гамбурге. В каменном городе на Занзибаре открыта и действует музейная композиция, посвящённая принцессе Занзибара Саиде Сальме, более известной под именем Эмили Рюте. Многочисленные потомки принцессы проживают в разных частях мира, в том числе в Германии и Соединённых Штатах Америки.
Когда я готовила эту публикацию и прочитала о том, что Сальме несколько лет провела в Бейруте, то у меня возник вопрос, есть ли какая-то связь у президента именно с Бейрутом. И я её нашла, но не в его биографии, а в биографии людей из его окружения, вернее ему симпатизирующих. Речь идёт о бывшем министре иностранных дел Австрии Карин Кнайсель, на свадьбу к которой президент Владимир Путин «заскочил» по дороге на встречу с канцлером Германии Ангелой Меркель. Обычно он на такие приглашения не откликается, к Пескову же на свадьбу не приехал, но к Карин заехал, значит было важно. Это было важно с политической точки зрения. Карин - одна из немногих политических деятелей, которые призывают наладить диалог с Россией и прекратить противостояние, но это не единственная причина.
Связь с Бейрутом, о которой я писала выше, может быть и не прямой, она может проявляться через людей в окружении президента или людей, к которым он благосклонен. Так вот, Карин Кнайсель родилась в Австрии, но когда ей было 4 года, семья переехала в Иорданию. Мама работала стюардессой, а папа получил должность личного пилота короля Иордании Хусейна. В 1970 , когда в Иордании началась гражданская война, семья вернулась в Вену, но дальнейшая биография Карин осталась тесно связано с Ближним Востоком. Карин владеет 7 языками, в том числе арабским. Во Франции она училась и даже ведёт свой дневник на французском. Годы работы в МИДе она посвятила проблемам Ближнего Востока. Много лет Карин преподавала, в том числе в Бейруте и Ливане. Даже написала автобиографию «Мой Ближний Восток». Вот он Бейрут и вот он Ближний Восток и вот откуда приглашение российского президента на свадьбу. По-моему, тёплые отношения между президентом и этой необыкновенной женщиной-политиком имеют под собой более глубокие корни: у президента связь с Ближним Востоком по прошлой жизни, а у Карин по этой.
Продолжение следует.