Кто ответит за нарушения на федеральных стройках?
Не заканчивается череда проверок на главных федеральных стройках города: ледовой арене и Центральном мосту. За ними кроются реальные нарушения, выписываются предписания, накладывается административная ответственность, но строить продолжают.
В конце 2019 года Ростехнадзор по СФО проверил строительство ледовой арены на улице Горская в Новосибирске. Инспекторы изучили документацию государственного заказчика, областного учреждения «Арена» и генподрядчика первого этапа - ООО «Элинальфа». Итоговый доклад был представлен главному федеральному инспектору по Новосибирской области Семёнову.
Специалисты задокументировали 12 нарушений. Вместо георешетки марки «Тесар TriAX180», предусмотренной проектной документацией, применена геосетка «Стабарм 18». Вместо песка средней крупности использован мелкий и так далее.
По информации Ростехнадзора, изменения в проекте утверждал никто иной, как областное госучреждение «Арена». За это руководитель ГКУ НСО «Арена» А.Кокорин решением суда был оштрафован на 2 тысячи рублей. Вопрос, это действительно соразмерная сумма, по сравнению с разницей в цене заявленных и закупленных материалов? Интересно, уведомил ли чиновник Кокорин своего работодателя (Правительство региона) о судебном решении при исполнении своих служебных обязанностей? ООО «Элинальфа» за свои действия тоже получила от Ростехнадзора по СФО административный протокол и по итогу судебное административное предупреждение.
По результатам внепланового обследования сброса сточных вод в районе стройки ледовой арены, в июле 2020 года Сибирским МУ Росприроднадзора выявлено превышение предельно допустимых концентраций ряда загрязняющих веществ в Оби (в редакции имеется копия ответа Росприроднадзора). По результатам проверки возбуждено дело об административном правонарушении по статье «Нарушение правил охраны водных объектов» России в отношении МУП «УЗСПТС» (Мысик), входящей в структуру департамента транспорта мэрии г. Новосибирска (Дронов).
Почему заилился новосибирский городской пляж? Может, из-за искусственно возведённой косы «подводного склада песка»? А была ли целесообразность её возведения за баснословные миллионы бюджетных денег? И в чём эта целесообразность, уж не в том ли, чтобы песок просто намывать из реки, вместо заготовок на карьерах?
А теперь давайте взглянем на соседнюю Омскую область, где с новой ледовой ареной случилась беда. «Арена-Омск» построена за 3,5 года на берегу Иртыша к молодёжной Суперсерии-2007. Признали её аварийной в 2018 году (треснула фундаментная плита из-за применения песка изменённого качества), 11 сентября прошлого года арену снесли.
На её открытии присутствовал руководитель главного спонсора стройки – компании «Сибнефть» - Р.Абрамович, который был крайне недоволен построенным объектом. Кроме открытия, он данную арену больше не посещал, видимо, из соображений безопасности. Площадка у моста, где возвели «Арену-Омск» – это когда-то затапливаемая пойма, которую перестало «заливать» только после постройки каскада ГЭС на Иртыше. Ничего не напоминает, если смотреть на Новосибирск?
В Новосибирске группой «ВИС» реализуется и второй проект - строительство мостового перехода через Обь в створе улицы Ипподромская. Общая стоимость объекта превышает 34 млрд рублей, в 4 млрд оценивается подготовка площадки и расселение жителей, которые фактически живут под будущим мостом. Расходы на это взял на себя областной бюджет.
Федеральная правительственная комиссия предварительно выделила 26,2 млрд рублей на строительство объекта. Инвестору гарантируется минимальный доход в 47 млрд рублей, который в случае недополучения будет компенсирован из бюджета Новосибирской области. В феврале 2020 года транспортный комитет Законодательного собрания Новосибирской области рекомендовал областному министерству транспорта «проинформировать о сроках проведения экспертизы достоверности» фактической сметной стоимости работ, в связи с увеличением группой «ВИС» стоимости проекта почти на 1 млрд рублей (сметная стоимость мостового перехода оказалась выше одобренной Главгосэкспертизой). Но слышал ли кто-то, что предпринял областной Минтранс и провёл ли какие-нибудь мероприятия?
И на этом объекте группа «ВИС» продолжает нарушать строительные нормы. Ростехнадзор с мая 2019 года по настоящее время провёл 8 внеплановых проверок в отношении ООО «Сибирская концессионная компания» (входит в группу «ВИС»). Результатом этих проверок стало решение Седьмого арбитражного апелляционного суда в отношении застройщика, который оставил в силе «выводы» новосибирского арбитража, который, в свою очередь, удовлетворил иск Ростехнадзора по СФО о незаконном начале строительства моста и оштрафовал «СКК» на 50 тыс. Рублей за невыполнение в срок законного предписания надзорного органа. С конца июля проходят ещё две проверки, тоже внеплановые. Может, они проверяют самую дорогую 11 опору за 100 млн. рублей? Или загубленное озеро? Скоро узнаем.
Также инспекторы Ростехнадзор в период с ноября 2019 года по настоящее время провели уже три внеплановые проверки государственного заказчика - ГКУ НСО «Мост» (руководитель Ю.Алексеевский). По итогам проверок и выявленных нарушений, таких как строительство без разрешения суд оштрафовал ГКУ НСО «Мост» на полмиллиона рублей. Интересно, а кто выплачивал штраф? Бюджет?
В 2020 году ГКУ НСО «Мост» организовало проведение конкурса на оказание консультационных услуг и экспертного сопровождения строительства четвёртого моста через Обь стоимостью 70 млн рублей. Целью которого значилось «эффективное исполнение проекта строительства и эксплуатации на платной основе мостового перехода через Обь в створе улицы Ипподромская». Деньги должны были выделить из областного бюджета в 2020-2021 годах. Единственный у кого возникли вопросы, что это за консультации на такую сумму – Контрольно-счётная палата. Они собирались проверить эту часть расходов, однако пока, о результатах неизвестно. А вот у руководства области и правоохранителей вопросов не возникло что это за консультант такой?
Как отреагировало руководство области на две «административки» подконтрольных государственных учреждений, курирующих главные стройки региона? Судя по тому, что они продолжают занимать свои должности, правительство всё устраивает?
Ещё одной проблемой для Новосибирска при проведении предстоящих соревнований, в частности, чемпионата мира по волейболу в 2022 году, при двух масштабных стройках неподалёку, станет транспортный коллапс, спрогнозированный ГИБДД в замечаниях к развязкам Центрального моста.
Как Новосибирск будет проводить Молодёжный Чемпионат Мира по хоккею 2023 (сроки проведения чемпионата 26 декабря 2022 года – 05 января 2023), когда по соседству будет идти строительство моста (срок завершения строительства перенесён с 6 декабря 2022 года на 17 сентября 2023 года)? Вы представляете, что будет твориться на нечищеных и разбитых дорогах г. Новосибирска перед Новым 2023 годом?
Вряд ли, группе «ВИС» есть дело до международного престижа города, а судя по результатам проверок, на экологию и транспортные проблемы, в том числе. Это олигархическая структура, им нужно много и быстро зарабатывать. Но в городе и области кто-нибудь занимается планированием проведения двух международных спортивных соревнований, или оба руководителя к тому времени планируют уже сменить свои рабочие кабинеты на московские, и им это просто неинтересно?
P.S. Бывший омский губернатор Полежаев в интервью Forbes открестился от «Арены-Омск»: «Я не строил его. В Омске есть объекты, которые я строил, которые шли по титулу правительства Омской области. Набережная, вокзал, театр «Арлекин», Успенский собор, Христорождественский собор, метромост - я вёл эти стройки, я знаком с документацией и сопровождал строительство [хотя в 2011-м году, до происшествия, он записывал построенную арену в свои заслуги. Может, и новосибирские руководители пойдут по этому пути, скажут, что они не строили? Если что-то пойдёт не так, тогда вопрос будет к правоохранителям, как они «документировали» или как они бездействовали.