На языке райдеров нужно говорить не "упал", а "прилег". Если падение было со зрелищным вылетом или опрокидыванием - тогда "скурвился". Опытные эндуристы запросто предложат еще пару синонимов, включая непечатные выражения. Сегодня поговорим о причинах падений во время эндуро тренировок и прохватов.
С новичками все понятно: ни техники, ни баланса, ни мышечной силы, иногда полное отсутствие мозго... навыка критической оценки возможных последствий своих действий. Ручку газа до отказа - и абзац (сам в кустах, мото в небесах). Юмор как раз в том, что даже опытные мотоциклисты, гордо и "с полпня валящие на заднем" во время выездов запросто оказываются на земле. Пока герои выковыриваются из-под техники, изображая матерно шипящих жуков, их сознание буквально разрывает резонное "Что за х**ня (вселенская несправедливость) такая?!! Я ж на мото 10 лет ездил!". Знакомо? Переходим к конкретным примерам. В практике Мотобаза.ру мы исходим из постулата "Падение=ошибка".
У ВАС МОТОЦИКЛ НЕПРАВИЛЬНЫЙ
Велик соблазн сразу свалить все на технику. Допускаем, что вы правы и дело реально в мотоцикле. Где ошибка?
- В изначально неправильном выборе мото (пример: райдер купил кроссач и активно пытается штурмовать крутые песчаные склоны - въезжает с разгона максимум до середины, выше мотор не вытягивает, боец теряет управление и падает вниз).
- Усталость металла. У эндуро мотоциклов интенсивная эксплуатация, детали и узлы подвергаются стрессовым нагрузкам. Если не отслеживать сроки и вовремя не менять запчасти, не проверять прочность соединений, можно получить неприятный сюрприз с падением из-за поломки.
- Неубиваемые мотоциклы – это как единороги, только на колесах. Ограничение ресурса есть у всех без исключения.
Механики Мотобаза.ру проверяют состояние мотоциклов регулярно. Все детали своевременно меняются, техника чистится, смазывается, меняется масло. Прежде чем выпустить мотоцикл в прокат, единица дорабатывается для полного соответствия ландшафту и спортивным задачам.
ИГРЫ РАЗУМА
Любой мотоспортсмен знает о важности правильных установок и психологического настроя. Страх, тревожность, деструктивные установки - все это влияет на физическое состояние райдера, адекватность его восприятия окружающей обстановки и собственных возможностей. При этом не важно, являетесь ли транслятором установки вы сами или это кто-то из вашего окружения. Помните белочку из мультика, которой надо было прыгать? "Я боюсь, я упаду! Ой, упала..." Или другой показательный пример, когда вслед бегущему ребенку кричат "Щас упадешь!" или "Расшибессяяяя!!!", и он тут же спотыкается или цепляется ногами - хоп! Дите в слезах на земле, хотя только что демонстрировал чудеса ловкости. И тут же новый окрик "Я ж говорил (а)!!!". Причем наставления типа "Смотри, НЕ упади!" тоже срабатывают как установка на падение - психологи доказали: частицу "НЕ" МОЗГ ИГНОРИРУЕТ. Вас вроде предостерегают, но подспудно закладывают в подсознание негативную программу. Бороться можно только формированием правильных установок и исключением контактов с нежелательными трансляторами.
ЗАКОНЫ ФИЗИКИ
Тело райдера и движущийся мотоцикл становятся единой динамической системой. При этом нужно понимать, что не только человек и машина оказывают влияние друг на друга, но также подключаются внешние факторы - физические свойства грунта, перепады высоты и угол наклона на рельефе, сила притяжения, ускорение, центробежная сила. Если возможности эндуриста в чем-то не дотягивают до требований системы - вероятность падения растет в геометрической прогрессии.
TABULA RASA И ОШИБКИ ПАМЯТИ
Падение из-за отсутствия навыка закономерно, а вот когда подводит самовосприятие - реально обидно. Новичок, оттачивая навык, закладывает программу с нуля и адаптируется под нее. Райдер с опытом полагается на уже имеющиеся скиллы - и вот тут-то его может ждать "подлянка". При длительном отсутствии тренировок мышцы ослабевают, иннервация нервов, отвечающих за рефлекторные реакции, частично деактивируется. Итог: райдер головой знает и понимает как, но тело нужный режим уже не поддерживает. Как следствие - растет риск падений.
Еще одна ошибка - воспринимать проекцию прошлого опыта на новую обстановку как идентичные условия. Тут часто прокалываются любители дорожной езды и туристы, потренировавшиеся на площадке, а потом рванувшие в эндуро-тур на юг России или в Таиланд.
Падения возможны даже в хорошо знакомых локациях, если эндурист расслабляется и теряет бдительность. Рельеф и качество грунта изменяются под действием осадков, сезонной температуры. Не стоит забывать об активности животных (муравейники, кротовины, норы) и некоторых муд... безответственных личностей (брошенные мангалы, куски проволоки, обломанные ветки прямо на тропах).
Вывод: хорошая память - это прекрасно, но тренироваться надо регулярно, и концентрация внимания должна быть 100%.
УТОМЛЕНИЕ МЫШЕЧНОЕ И НЕРВНОЕ
Запас ресурсов для активности у каждого человека индивидуален. У мышц и нервных волокон есть лимиты эффективности, исчерпав которые, мы ощущаем усталость и нуждаемся в восстановлении сил. Новички страдают дефицитом выносливости - нервная система быстро утомляется, мышцы забиваются, скорость реакции, координация движений становится хуже. Если вовремя не остановиться, можно запросто упасть на ровном месте. У опытных и амбициозных райдеров случается такое явление, как "перекатался"- когда спортсмен длительно и монотонно отрабатывает какой-то элемент. В какой-то момент наступает критическое пресыщение восприятия, и отработанный навык перестает получаться. Если не взять таймаут, переключив внимание на отличную активность, спортсмен рискует упасть с крайне серьезными последствиями. Опытные райдеры меняют деятельность на 14-21 день, чтобы мышечная память "очистилась" от лишних телодвижений и восстановила базу навыка.
СЛАБО И ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
Для иллюстрации напомним эндуро присказку: "Причина 49% случаев травматизма - "Смотри, как я могу!", 51% - "Дурак, смотри как надо!". Во время коллективных покатух, проходящих в полустихийных компаниях, включаются социальные факторы: желание отличиться, не ударить лицом в грязь, догнать и перегнать... Учитывая, что в таких ситуациях всегда присутствует разница в уровнях подготовки, менее опытные райдеры рискуют не справиться с планкой лидеров. Причиной падения может стать не только собственная глупость, но и рвение особо ретивых собратьев. Ярким примером может послужить нарушение очередности при штурме высокого и крутого склона: райдер не дотягивает до вершины и валится назад, либо газует и мото вылетает вверх. Все, кто последовал за ним на склон, становятся кеглями - их сшибает либо сам «курвец», либо летящий следом за владельцем мотоцикл – СТРАЙК! Если мото все же забросило наверх, под удар попадут горе-зрители.
Попытка сходу повторить увиденный трюк в полевых условиях - одна из наиболее частых причин падений с получением травм. Худший исход такой авантюры - проблемы с транспортировкой и отсутствие адекватной медицинской помощи.
Эндуро гиды Мотобаза.ру организуют маршруты в соответствии с уровнем всех участников, а также следят за соблюдением правил безопасности при прохождении препятствий, пресекая подначки, необдуманные действия участников.
Мы учим падать и сокращать число падений
В эндуро исключить падения на 100% можно только одним способом – не садиться на мото вообще. Райдеров такой расклад не устраивает, потому задача тренера Мотобаза.ру – научить минимизировать урон при падениях. Часть силы удара амортизируется экипом, защита бережет суставы от вывихов и переломов. Задача самого райдера – правильно сгруппироваться при падении, избежать удара мотоциклом, защититься от камней, острых сучьев. Наставник разрабатывает индивидуальную программу для улучшения физической выносливости, координации движений, баланса – базы, позволяющей как можно лучше чувствовать мотоцикл, управлять им на скорости, оценивать обстановку и собственные возможности. Повышая эндуро уровень, райдер становится физически и психологически более устойчивым, число падений в итоге сокращается до минимума.
___________________________________________________________________
Аренда, прокат эндуро мотоциклов
Обучение мотокросс, школа эндуро
г.Москва, Жостово
тел.: +7925-365-82-80
Instagram: @Motobaza.ru
VK: https://vk.com/motobaza.ru
Facebook: https://www.facebook.com/motobaza.ru/ ___________________________________________________________________