Найти тему
Дмитрий Белугин

Овощной отдел: «темная» сторона

Идея

Год назад уволился из экспедиторов. Старенькая машинка не тянет большой километраж, да и здоровье подводит: уже не так бодро, как в юности, тащишь тяжелый мешок на верхние этажи. В Караганде рынок занятости не велик: производство, сфера обслуживания или торговля. Я решил остановиться на последнем. Денег было немного и, поэтому, решил открыть небольшую овощную лавочку возле дома, тем более, что в соседнем магазине, как раз сдавалась подходящая торговая площадь.

Оборудование

Мой отдел небольшой, примерно 6 квадратов. Все, что в нем помещается это стеллаж в 5 ярусов, тумба под мелочёвку и весы, стул и холодильник, без которого обойтись трудно, особенно летом. Все, что хорошо хранится в прохладное время, быстро портится в жару.

Сравнительный анализ цен

Первое, с чего я начал, это сравнительный анализ цен. По маленьким магазина ходить не стал, так как цены очень разные, в зависимости от проходимости и места расположения. Составив список позиций, я отправился в супермаркеты. Оказалось, что у крупных торговых сетей есть разные категории: чем выше статус точки, тем дороже продукты.

Когда сравнительный анализ был готов я поехал на местный рынок, чтобы понять какой процент накручивают крупные торговые сети, ведь они, так же как и прочие, делают закуп на местном рынке. К моему удивлению он был не велик – всего 20-30 %, в то время, как от коллег из других стран СНГ я слышал, что накрутка может доходить до 100%.

Думаю, что в Караганде такая специфика ценообразования связана со сложившейся монополией. Практически все, кто торгует овощами и фруктами, берут их в одном месте. Увы, в городе почти не сохранились альтернативные овощные базы и выбор не велик, чем естественно пользуются рыночные воротилы.

Логистика

С ценами разобрался, самое время подумать о логистике. Для небольшого отдела в черте города вполне хватает универсала, живущим в пригородах или отдалённых сёлах лучше иметь минивэн или бус: ездить на закуп каждый день не рационально и не выгодно, поэтому коллеги издалека берут для больших объёмов крупные автомобили.

Кроме машины полезно иметь крепкую тележку. Тем, кто только начинает, будет сложно и дорого пользоваться услугами «тачкотолкателей» (Это уже следующий уровень. Когда точно знаешь, что нужно и не можешь самостоятельно справиться с объёмом – привлекаешь помощника, рыночного грузчика с большой телегой).

Желательно брать тележку из прочного профиля, достаточно длинную, чтобы разместить на ней мешки и ящики. Скорее всего, она не будет складной, потому, что такая конструкция сделала бы её хрупкой. Колеса должны быть достаточно большими и прочными, ведь не исключено, что придется перевозить её через препятствия вроде бордюров и ступеней. Полезными нюансами послужат металлические наросты над колёсами и точка опоры рядом с ручкой, для установки тележки в горизонтальном положении во время погрузки.

Первый закуп

Будьте готовы к тому, что первый закуп потребует больших вложений, однако не стоит прибегать к излишествам. Для начала возьмите самое необходимое, то, что потребуется человеку для борща. Картофель, морковь, лук, свекла, капуста, томаты, чеснок, простую зелень вроде укропа, петрушки, зелёного лука... Фрукты берите те, которые пользуются спросом в актуальный сезон. К примеру, бананы, апельсины, мандарины и «красивые» яблоки это зимние фрукты. Летом люди предпочитают теплолюбивые арбузы, дыни, персики, абрикосы сливы и т. д.

Не спешите брать дороговизну и экзотику вроде папай, маракуй, ананасов и батата. Вероятно, вы просто выбросите деньги на ветер, ведь не имя устоявшийся клиентской базы сложно понять вкус покупателя. Пройдет время, прежде чем вы разберетесь в народных предпочтениях.

Будьте готовы к тому, что продукты будут пропадать и их придется уценивать или выбрасывать. Один из «бичей» владельца овощной лавки это порча товара, с которой приходится иметь дело постоянно. Будет здорово, если вам удастся перерабатывать невостребованные позиции и превращать их в салаты, компоты и варенье. Лично мне не хватило на это терпения и сил, да и спрос был не велик.

Старт

Итак, вы красиво расставили товар на полках и ждете покупателей, но люди не идут... Возможно, о вас пока никто не знает или ваши цены слишком высоки. Однако, само место тоже может быть неудачным... Обычно пары месяцев хватает, чтобы оценить потенциал торговой точки. За это время вы сопоставите свой ассортимент с предпочтениями публики и осознаете первоначальные ошибки. Возможно, придется корректировать стратегию и добавлять сопутствующие товары, вроде орехов, специй и полезной бытовой мелочёвки, однако неудачные сценарии не исключены...

Конкуренты

Прежде, чем открывать овощную лавку прозондируйте место на предмет конкурентов. Чем больше в округи овощных магазинов, тем меньше ваш шанс на успех. Негативным фактором так же будет соседство с супермаркетом или рынком. Пустынные и малонаселенные места тоже под вопросом.

Скоропортящийся товар

-2

Внимательно изучайте потребности покупателей, чтобы свести к минимуму порчу продуктов. Особенно быстро это происходит жарким летом. Еще на этапе закупа следите за тем, чтобы овощи и фрукты были свежими и красивыми. Не гонитесь за низкими ценами, при прочих равных условиях низкая цена должна вызвать подозрение, скорее всего с товаром что-то не так. Не стесняйтесь требовать у продавца возможность выбрать то, что вам понравится. Прожженные торгаши имеют в своём арсенале много способов обмана:

1. Переборка товара.

Когда овощи и фрукты начинают портиться, соседние плоды могут «заразить» здоровые гнилью, поэтому рыночники нанимают целый штат помощников, которые перебирают и складывают товар в разные ящики. Если плоды лежат в разнокалиберных или «не своих» ящиках, укрыты марлей или странного вида бумагой, будьте внимательны, скорее всего, этот товар уже перебирали и на то были веские причины: никто не станет перебирать от безделья и, тем более, бесплатно.

2. Не кондиция.

Старайтесь сравнивать товарный вид овощей и фруктов у разных продавцов. Из-за монополии на Карагандинском рынке скудный выбор и весьма легко понять, что привезли сейчас, а что лежит на прилавках несколько дней. Те, кто часто посещает рынок, с первого взгляда определяют «новый завоз», однако цена на него часто завышена. На следующий день тот же товар вы можете купить гораздо выгоднее.

Помните, если лично вам не нравится внешний вид товара, скорее всего он не вызовет соблазна у покупателя. На собственном опыте могу сказать, что «толкать фуфло» неприятно и нецелесообразно – заработает копейку, а клиентов можете растерять.

Обращайте внимание на тару, в которую упакованы плоды. Не прозрачные мешки часто таят в себе неприятные сюрпризы, требуйте показать содержимое перед покупкой, смело возвращайте продавцу мешки, если почувствовали влагу или при погрузке согнули его пополам: скорее всего внутри гниль.

Старайтесь покупать товар в коробках, где товар уложен не более чем в два ряда, особенно если плоды мягкие (персики, помидоры и т.д.) В жаркие месяцы созревание и порча происходят особенно быстро и верхние плоды своим весом давят нижние, в результате чего те начинают гнить и портить соседние.

Опасайтесь пластиковых подложек, ящиков и т. д. Плохая вентиляция и не дышащая упаковка плохо сказывается на овощах и фруктах. То же касается хранения товара в отделе: исключите по возможности пластиковые мешки и пакеты. То, что возможно, убирайте в холодильник, однако помните: промышленные витрины чаще всего снабжены внутренним вентилятором – продукты могут быстро заветреться, так что лучше прятать их в пакет.

Если объём тары слишком велик, поищите то же самое в розницу. Цена будет немного выше, но за то вы сможете выбрать свежие плоды и не потеряете деньги, выбрасывая излишек.

«Левые» весы

Исключайте любые манипуляции с весами: удержание, тайный груз, развёрнутое к продавцу табло и т.д. Если вас стремятся обмануть уже на этом этапе, не факт, что с товаром будет всё хорошо… Не брезгующий ложью будет обманывать во всем: подсовывать лежалый товар, прибавлять лишнее на калькуляторе, преуменьшать вес тары и т.д. Если заметили такое за человеком, лучше больше с ним не связываться. Люди, как правило, не меняются, тем более прожженные торгаши. Удивительно, но даже пойманные на лжи неоднократно, многие продолжают пытаться обманывать. Уходите от лгунов и хамов, не портите себе настроение.

Берите с машины

Не знаю, как у вас, но у нашего базара следующий принцип работы. Издалека приезжают груженные продуктами машины, как правило, это какой-то один вид: машинная арбузов, лука, яблок и т.д. В зависимости от ситуации торг идет из кузова, либо товар распродаётся по мелкооптовым клиентам, которые затем отпускают в розницу. Лично я предпочитаю брать с машины, потому, что хозяину не выгодно и неудобно долго торчать в чужом городе, тем более со скоропортом… Цены «с машины», как правило ниже, а качество выше. Если товар не первой свежести, но выглядит пока нормально можно купить что-то по бросовой цене, но здесь нужен опыт.

Часто рыночные «акулы» пользуются наивностью или неопытностью покупателя и реализуют лежалый или некачественный товар под видом полноценного. На Карагандинском рынке для этого есть розничный ряд, где, как правило, торгуют тем, что подходит по срокам. В этом ряду не встретить оптовиков, там ходят обычные люди в поисках низкой цены. Бывает, что цены там действительно низкие, но это лишь потому, что фруктом и овощам остался день – два, до порчи.

Товарный вид очень важен, ведь это ваше преимущество, знак качества. Никто не хочет покупать почерневшие бананы, мягкую морковь или гнилую дыню. Не доспевшие овощи, так же не слишком привлекательны и скорее всего уже не созреют правильно правильно. Выбирать качественный товар это искусство, которым овладевают со временем, а пока у вас мало опыта пой совет такой: лучше не купить, чем купить и выкинуть.

Послесловие

В рамках небольшой статьи сложно охватить все нюансы овощного бизнеса, да и нет передо мной такой задачи. Я лишь хотел предостеречь начинающих торговцев от некоторых ошибок и хитрых уловок недобросовестных торгашей. Если возникли какие-то вопросы, не стесняйтесь, пишите, делитесь опытом, быть может, назреет необходимость продолжить диалог, а пока - ни пуха ни пера и удачной торговли!