Найти в Дзене
Проект А4

Как набор карандашей может вызвать интерес школьников к орфографии?

«Прочитайте правило. Запомните написание...» или «Выполните упражнение, используя правило, написанное ниже..». Такими словами в школьных учебниках предлагается заняться орфографическим тренингом. И, конечно, такие формулировки не вызывают желания немедленно запомнить орфограммы и больше не допускать ошибок в словах. Рассказываем, как набор цветных карандашей поможет разнообразить скучные задания и вызвать интерес к орфографии. Я люблю разбирать слова по составу, спрягать глаголы, перечислять морфологические признаки причастий. А вот подростки двенадцати-тринадцати лет совсем не любят. «Инфинитив — это начальная форма глагола...» Правило в учебнике обведено синей рамкой. Один ученик читает, остальные слушают (или занимаются своими делами). «Узнать инфинитив можно по окончанию -ть...». В голове вертится: «Им скучно, им неинтересно, никому, кроме меня, это не надо». Записываем на доске глагол «прыгнуть», обозначаем окончание -ть квадратиком. «Некоторые учёные-лингвисты, — добавляю я,
Оглавление

«Прочитайте правило. Запомните написание...» или «Выполните упражнение, используя правило, написанное ниже..». Такими словами в школьных учебниках предлагается заняться орфографическим тренингом. И, конечно, такие формулировки не вызывают желания немедленно запомнить орфограммы и больше не допускать ошибок в словах. Рассказываем, как набор цветных карандашей поможет разнообразить скучные задания и вызвать интерес к орфографии.

Я люблю разбирать слова по составу, спрягать глаголы, перечислять морфологические признаки причастий. А вот подростки двенадцати-тринадцати лет совсем не любят.

«Инфинитив — это начальная форма глагола...» Правило в учебнике обведено синей рамкой. Один ученик читает, остальные слушают (или занимаются своими делами). «Узнать инфинитив можно по окончанию -ть...». В голове вертится: «Им скучно, им неинтересно, никому, кроме меня, это не надо». Записываем на доске глагол «прыгнуть», обозначаем окончание -ть квадратиком. «Некоторые учёные-лингвисты, — добавляю я, — cчитают -ть не окончанием, а суффиксом, потому что он образует не новое слово, а только его форму». «А нам как считать?» — спрашивают шестиклассники. «Мы можем считать и суффиксом, и окончанием», — решаю я и дорисовываю над -ть значок суффикса из двух палочек. «Анна Алексеевна, у вас домик получился!» Смотрю на слово, выведенное мелом на доске, и правда, домик с крышей.

Забавно! «Можно в слове «танцевать» тоже домик нарисовать?» Почему бы и нет? Обозначать суффиксы никому не интересно, а вот рисовать в тетради по русскому языку домики совсем другое дело

Можно даже с торчащей из крыши трубой, можно даже фломастером. Так мы начали рисовать на уроках русского языка.

Клубок шипящих… змей?

Буквы Ш и Щ в орфограмме «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова» превратились в змей с раздвоенными языками. Недаром ведь они шшшшипящие.

Иллюстратор Марина Маслова
Иллюстратор Марина Маслова

Жюль Верн рекомендует…

«Жюри, брошюра, парашют — пишутся с гласным Ю. Запомните!». Пишем слова, рисуем разноцветный парашютик над опасной морфемой, где можно допустить ошибку. Буква Ю — отважный парашЮтист, спасающийся от шипящих змей.

А кто такая ИРА...

«Выбирать, замирать, выдирать..., — смотрят на нас из упражнения слова. — В корне без ударения пишем И потому что в этих словах спряталась девочка по имени ИРА: выбИРАть, замИРАть... Иру, конечно, нарисуем. Вот она, с хвостиками. Радуется, что её заметили и не допустили ошибку в корне с чередованием. А вот в словах выбЕру, замЕрли, выдЕрнут — ИРА не появилась, напишем Е.

Рисунков в тетради становится больше. Каждую орфограмму можно проиллюстрировать изображением. Скучную схему и таблицу раскрасить.

Палка, палка огуре.. -ЧИК?-ЧЕК?

«Суффикс -чик- пишем в словах с основой на д, т, з, с, ж. После остальных букв — суффикс -щик-». Чтобы не допустить ошибку, нужно запомнить пять букв. «Пять, как пальцев на руке. Можно обвести свою руку и на каждом пальце написать букву. Так орфограмма запомнится наверняка», — подсказывает один ученик. «А можно нарисовать звезду. Красную, как на новогодней ёлке, ведь скоро Новый год. У звезды пять концов, как и букв в орфограмме, которую надо запомнить», — появилась идея у второго. Какие разные дети! Какие творческие идеи приходят в их головы! Главное им не мешать, они сами придумают и воплотят задуманное в жизнь. Кто бы мог подумать, что наблюдать за их работой даже интереснее, чем самой подчёркивать орфограммы!

Потом я стала приходить на урок с заготовками для памяток. Оказалось, писать на кусочках разрезанной цветной бумаги ещё интереснее, чем в тетради. Складываем заготовку гармошкой, подписываем памятку «Проверь пунктуацию!». Пунктуация — новое слово, для нас незнакомое. Это такой раздел русского языка, который объясняет, где ставить точки, кавычки и запятые. А где тире или двоеточие поставить в предложении с прямой речью? Нужно ли отделять однородные члены предложения друг от друга? Какой знак препинания поставить в сложном предложении? Ответ поможет найти памятка по пунктуации со схемами и примерами. Правда, кто-то вместо пунктуации написал «Проверь пунктуальность!», но ведь это тоже проверить никогда не помешает.

Оформляем — как захотим. Нарисуем ровную рамку и подчеркнём цветными карандашами. Получилось красиво, функционально и понятно. В памятку всегда можно подглядеть, если забыл правило. «А можно вклеить в тетрадь?» — спрашивают ученики. Да, давайте вклеим, чтобы не потерялась.

На нижней полке в шкафу появляются цветные мелки и карандаши, фломастеры и текстовыделители, краски и кисти. Ножницы, цветная бумага и бумажный клей. Разноцветные стикеры, наклейки. И главное, всем можно пользоваться! Какое удовольствие украсить тетрадь исписанными бумажками!

Скоро в тетради появятся другие памятки, такие же красивые, сделанные своими руками. Про суффиксы причастий и деепричастий, про правописание наречий, не забудем схемы предложений. Всё это запишем, зарисуем, раскрасим и запомним, потому что такие ярко оформленные правила нравится читать и запоминать. Когда памяток становится много и под обложку они уже не помещаются, две девочки-отличницы первыми придумывают склеить для хранения памяток конверт. А другие придумали завести отдельную тетрадь. Будем называть её «Знайкина тетрадь», ведь в ней хранятся самые важные знания по русскому языку.

На каждом следующем уроке меня ждал вопрос: «А мы сегодня будем памятки делать?»

И мы стали делать общие памятки на ватмане. Большие, но такие же цветные и красивые. Их можно повесить на стену — так всем видно, можно в любой момент посмотреть. А когда изучим тему, ватман сворачиваем в рулон и освобождаем место для новых знаний.

Рубрика: Конспект урока
Автор:
Анна Воробьёва

Готовьтесь к новому учебному году вместе с нами! Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзене и получайте оповещения о новых публикациях автора.