Насильственная Христианизация, Русификация Чуваш, и отпадение их в Ислам.
Атнер Хузангай рассматривает христианизацию чувашей как «катастрофу, повлекшую за собой разрушение национального менталитета», а православие считается им «воплощением российской имперской государственности». Это можно было бы рассматривать как мнение частного лица, если бы не следующий показатель: на выборах 1991 г. в Чувашии А. Хузангай в первом же туре набрал больше всего голосов (47%), и стал бы президентом республики, если бы не противодействие Властей, РПЦ, и местного духовенства в лице Чебоксарского митрополита Варнавы, пролоббировавшего идею моратория на президентские выборы.
Принятие православной религии нерусскими народами, начавшееся сразу после включения их в состав России, получило название христианизации. Этот процесс продолжался очень долго, вплоть до начала XX в., и в различные исторические эпохи носил своеобразный характер.
I. 2-я половина 16 в. – 17.в. – процесс монастырской христианизации
II. 1-я четверть 17 века – государственная христианизация
III. 1740-1764 – массовая христианизация (насильственная)
IV. Конец 18 в. – первая половина 19 в. – христианское просвещение
V. 1867- начало 20 в. – реализация системы Н.И.Ильминского
На протяжении XVI—XVII вв. велась пропаганда христианской веры, сопровождавшаяся строительством церквей и монастырей. Крупнейшими монастырями, действовавшими на территории Чувашии, были Чебоксарский Троицкий (с 1574 г.), Алатырский Троицкий мужской (с 1584 г.), Цивильский Тихвинский (с 1671 г.). Значительная часть земель чувашских крестьян была у них грабительски отнята и роздана русским землевладельцам — служилым людям, а также монастырям и церквам. Было развернуто строительство городов-крепостей, где сосредоточивалось военно-служилое население (даты основания: Алатырь — 1552, Чебоксары — 1555, Тетюши— 1558, Цивильск, Ядрин— 1584, Козьмодемьянск— 1583). Миссионерско-церковные деятели в специальных журналах, рассчитанных на духовенство, открыто заявляли о подлинном значении городов-крепостей, построенных на землях нерусских народов Поволжья. Вот как писал о сооружении города Цивильска один из придворных историков-лакеев казанского архиепископа: «Основан этот город среди чувашских и черемисских селений с той целью, чтобы с т р а х о м в о е н н о й с и л ы д е р ж а т ь в п о в и н о в е н и и эти дикие в то время народности и устранить возможность подобных гибельных народных возмущений в будущем (имеется в виду восстание нерусских крестьян 1572 г.), а вместе с тем распространять свет христовой веры в среде языческой». В колонизации Среднего Поволжья царское правительство важную роль отводило православной церкви: перед ней стояла задача обратить местное нерусское население в христианскую веру. Центром деятельности церковников была выбрана Казань, где в 1555 г. была учреждена епархия. Для насаждения христианства все средства признавались хорошими — и обман, и хитрость, и применение военной силы. Казанская епархия стала одной из активнейших помощниц царизма в осуществлении его захватнической колониальной политики на территории бывших Казанского и Астраханского ханств. Казанский архиепископ являлся особо доверенным лицом московского правительства и имел широчайшие полномочия — вплоть до контроля за деятельностью воевод и отмены их судебных решений. Активная колонизаторская и миссионерская деятельность казанского архиепископа по обращению нерусских народов в православие вознаграждалась царизмом крупными пожалованиями. Уже спустя десять лет после своего основания казанский архиерейский дом оказался в числе крупнейших феодалов Поволжья. Его земельные владения, бортные угодья тянулись от Казани до Камского устья, по рекам Волге, Каме, Казанке, Меше и другим. Царские пожалования и собственная захватническая деятельность из года в год умножали богатства архиерейского дома, и к началу XVII века его владения возросли почти в 4 раза . Во владение казанского архиерейского дома перешли также насильственно захваченные земли чувашских крестьян в Свияжском уезде. Огромными земельными владениями были наделены монастыри, призванные сыграть важную роль в насаждении христианства в Поволжье. Их колонизаторская деятельность весьма сильно коснулась и территории, заселенной чувашами. Помимо названных ранее, в захвате земель чувашских крестьян «отличились» в XVI — XVII веках также монастыри: Свияжский Успенский (основан в 1552 году ), Казанский Зилантов (1552 г.), Казанский Спасо-Преображенский (1556 г .), Чебоксарский Троицкий (1556 г.), Алатырьский Троицкий, Чебоксарский Преображенский, Спасо-Юнгинский, Цивильский Тихвинский (1675 г.) и др. Церковные историки, характеризуя деятельность монастырей среди нерусского населения Поволжья, прославляли их «подвиги» в захвате крестьянских земель и в насаждении христианства. В 1675 году чувашские и татарские крестьяне деревень Ачасыр и Уразпугина Свияжского уезда лишились своих земель по рекам Свияге и Буле. Их ограбили служители Свияжского Богородицкого монастыря. В 1682 году Чебоксарский Троицкий монастырь захватил сенокосные угодья чувашских крестьян деревни Кильдишева на острове Козине на Волге. Спустя два года в руках Чебоксарского Преображенского монастыря оказались луга и рыбные озера по Волге от острова Маслова до устья Цивиля. Алчности черного духовенства не было предела. Такие крупные монастыри-помещики, как Свияжский Богородицкий, Нижегородский Благовещенский, Дудин Амвросиев Николаевский и др., не ограничиваясь экспроприацией земель нерусских народов Поволжья, наживали крупные капиталы торговлей. Для ведения хозяйства в захваченных владениях эти монастыри создавали свои филиалы, которые, наряду с экономическим закабалением нерусских крестьян, усиленно насаждали в их среде христианство. Именно для этого Нижегородский Благовещенский монастырь в 30-х гг. XVII века недалеко от г. Козьмодемьянска основал Мало-Юнгинский монастырь. Проповедуя среди трудящихся масс, задавленных нищетой, горем и страданиями, христианские идеалы смирения и покорности, суля им райскую жизнь, черное духовенство заботилось о своем благополучии на земле. Причем благополучие создавалось им за счет грабежа народных масс. В этом оголтелом состязании грабителей участвовали и вновь созданные монастыри. Например, тот же Мало-Юнгинский монастырь за короткое время стал владельцем нескольких селений, 180 десятин пахотной земли, 180 десятин леса, покосов на 940 копен сена, рыболовных угодий на Волге, обзавелся торговыми заведениями и кустарными предприятиями. В 1691 году Чебоксарский Преображенский монастырь, захватил земли чувашских крестьян Туруновской волости Чебоксарского уезда и образовал монастырское село Русская Сорма. В 1696 году новокрещеные чувашские крестьяне «Зюрейской дороги дер. Толонгозиной» в своей челобитной на имя царя жаловались: «В прошлом 133 (1625 г.) даны дедам и отцам нашим сенные покосы за Волошкой на островке, на те покосы дана владенная выпись; ныне /насильно/ начали косить Раифской пустыни игумен с братиею неведомо по каким крепостям ». В 1697 году, несмотря на усиленный протест и вооруженное выступление чуваш, их земли по притокам реки Вылы были отмежеваны Дудину монастырю. Лучшие земли и угодья чувашских крестьян перешли также во владение Цивильского Тихвинского монастыря, Покровского монастыря в Тетюшах, Флорищевой пустыни, Алатырского Троицкого монастыря и других крупных и мелкопоместных монастырей-феодалов. На почве их беззастенчивой захватнической деятельности возникли многочисленные тяжбы крестьян с монахами, в большинстве случаев разрешавшиеся в пользу последних.
В 1593 г. православный митрополит Гермоген так говорил: принужденные к крещению, так называемые новокрещены из среды татар, чувашей, марийцев, «ученья не принимают и от татарских (то есть местных народных) обычаев не отставают, а живут в великом бесстрашье».
Методы христианизации были самыми разнообразными. Использовался принцип как добровольности, так и «кнута и пряника». С одной стороны, еще Иван Грозный указывал, чтобы при обращении язычников в христианство «приводить их любовию на крещение, а страхом...не приводити». Правительство вместе с духовными властями стремилось привлечь на свою сторону феодальную верхушку, обещая ей в случае крещения разные льготы. У местных «феодалов», не желавших креститься, отбирались поместья с православными крестьянами, они лишались права распоряжаться ими. Hекрещеный местный феодал не мог владеть крещеными крестьянами, а в случае его смерти имущество передавалось в казну или только православному родственнику. «В этих условиях, — отмечает H. В. Hикольский, — чтобы сохранить свои права на земли, владетельные особы из чувашей принимали христианство и постепенно сливались с коренным русским элементом. Другие чувашские родо-начальники сближались с татарскими князьями, чтобы совместно противодействовать ограничительным мероприятиям правительства. Чувашские мурзы Hижегородского края, упоминаемые под 1647 г., к началу ХVIII в. не существуют: "они отатарились и омусульманились». Tаким образом, в условиях противостояния ислама и православия в Поволжье чувашские мурзы и князьки, то есть та часть чувашей-"язычников", которая была в социально-культурном плане наиболее развитой частью этноса, или обрусевала, или отатаривалась, перенимая ислам.
В 1720—1722 гг. Петр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья, по которым тем, кто принял крещение, на три года предоставлялись льготы (освобождение от податей и сборов, от рекрутской повинности). однако нерусские народы упорно не желали креститься. Tогда правительство указом от 22 сентября 1740 г. и рядом других решений определило методы насильственного крещения народностей Поволжья. В Свияжске была создана Hовокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников и командой солдат. Прибегая главным образом к методам насилия, правительство в то же время снова обещало новокрещеным временные льготы: освобождение на три года от податей и рекрутской повинности, выдачу крестов, денег и одежды. Подати и рекрутская повинность крестьян, принявших христианство, перекладывались на некрещеных. Члены Hовокрещенской конторы, попы, приезжавшие в чувашские деревни в сопровождении воинских команд, угрожали крестьянам, избивали их, заковывали в кандалы, заставляя креститься. Неспособность сохранявших «язычество» платить огромные налоги приводила к тому, что иноверцы «целыми деревнями и всеми уездами и сотнями как мужеского, так и женского пола все до единого человека святым крещением просветились». Добившись принятия христианства силой оружия и обманом, правительство отказалось от своего обещания предоставить вознаграждение и льготы тем, кто крестился. Ожесточенным гонениям подвергались языческие верования и обряды чуваш, являвшиеся основой древней и самобытной духовной культуры чувашей, в ходе политики насильственной русификации чувашей посредством их христианизации. Hо эта политика первоначально — в ХVI— ХVІI вв. никакого успеха не имела. Зато активно продолжалась татарская ассимиляция чувашей. Дело в том, что ислам в царской России был в оппозиции /в середине XV-XVI вв. ислам выступил идеологической основой объединения ханств бывшей Золотой Орды и одновременно средством противодействия Московскому государству/ к государственной религии — православию. Поэтому чуваши, проживавшие среди (и рядом) татар, стали видеть в исламе средство социального сопротивления. Hо принятие ислама вело к обязательному отатариванию, так как, в отличие от православных церковников, не принуждавших чувашей при крещении к отказу от своей национальности, мусульманские миссионеры при переходе их в ислам требовали отречения и от национальности. Tак чуваши "уходили в татары» (тутара тухна), то есть, принимая мусульманство, они как бы автоматически становились и этническими татарами. Другие авторы пишут, что "Ислам и мусульманская пропаганда в определенной степени стимулировали сохранение “язычества” среди чувашей в противостоянии с христианством, но сами “язычники” являлись потенциальными приверженцами ислама. Одновременно происходили укрепление мусульманских элементов в синкретической языческо-мусульманской структуре религии и последующая исламизация чувашей". Венгерский ученый Д. Месарош считал, " что большая часть народа когда-то была мусульманами, но в результате позднейшей неблагоприятной политической ситуации связь между ними и мусульманским миром прекратилась и в душе народа неукоренившийся ислам слился с еще не совсем забытым язычеством".
Источники свидетельствуют, что во второй половине ХVI в. в Казанском крае чувашей проживало в 2-3 раза больше, чем татар. Даже по итогам первой ревизии (1719 г.) в Среднем Поволжье татар числилось 211,2 тыс., а чувашей — 321 тыс. человек обоего пола. Здесь же (в Казанской, Симбирской и Самарской губерниях) в 1834 г. чуваши составляли 414,7 тыс., татары — 616,2 тыс. человек, а в 1897 г. — чуваши 753,0 тыс., татары — 10б9,2 тыс. человек. Историки и демографы (В. Д. Димитриев, В. М. Кабузан и др.) справедливо считают, что более быстрый рост численности татар происходил главным образом за счет ассимиляции принявших ислам чувашей. Строгие меры принимались правительством к отделению ново-крещенов от некрещеных и прекращению обращения в мусульманскую веру. С XVI в. мечети татарские велено все «посметати». А лиц, которые были замечены в обращении язычников в мусульманскую веру, по Соборному Уложению 1649 г., предписывалось «сжечь огнем безо всякого милосердия». Несмотря на это, проживавшие на территории татары-мусульмане и новообращенные в ислам, сохранили старую веру. С середины XVIII в. им разрешили строительство мечетей в тех деревнях, где проживало от 200 до 300 ревизских душ и где русских и новокрещенов не было. На рубеже XIX–ХХ вв. обвинение в «совращении в мусульманскую веру» уже не грозило такими страшными последствиями, как это было полтора столетия назад. В середине XVIII в. Православная Церковь жестоко преследовала людей, добровольно принимавших ислам. Церковь ходатайствовала, а правительство реализовывало наказания: жен заставляли разводиться с мужьями, мусульман насильно «возвращали по прежнему в Чувашу» (т.е. в язычество), под угрозой смертной казни нескольким сотням людей предписывалось «быть в той же Чувашской вере», причем за соблюдением языческих обрядов надзирали солдаты-сотники, а мулл отправляли в вечную ссылку в Сибирь — хотя могли и «учинить смертную казнь».
Один пример из множества: «Правительствующий Сенат, по ведению Святейшего Правительствующего Синода, в коем объявлено, что [...] слушав присланного из обретающейся в Свияжске Новокрещенских дел Конторы рапорта, в котором объявлено: минувшего де 1743 года Февраля 22 дня, по сообщенной из Конторы Новокрещенских дел в Казанскую Губернскую Канцелярию промемории, продолжалося следствопроизвождение о сысканных в Свияжской Провинции превращенных и обрезанных в Магометанской закон из Чуваш [...], из которого экстракт для решения послан был в реченную Губернскую Канцелярию, на кои минувшего ж 1746 года Ноября от 22 дня в Контору Новокрещенских дел промемориею объявлено [...]: обрезанных и превращенных в Магометанский закон 33 человека и с их детьми мужеска и женска пола, возвратить по прежнему в Чувашу; а обрезанных же, которые по следствию явились, что содержат старую свою Чувашскую веру 260 человек и с их детьми, быть в той же Чувашской вере и обязать их подпискою, под смертною казнию, чтоб они впредь Магометанского закона отнюдь не держали и в том за ними смотреть Сотникам; а ежели тайно или явно оной закон будут содержать, и в том от кого изобличатся, за то казнены будут смертию без всякия пощады; замужних Чувашек за Татарами 26, отобрав у Татар, возвратить от них в Чувашу в прежние их жилища, понеже де они Татара брали их за себя в противность указов; а детей их, прижитых с Татарами, оставить в их Татарском законе; обрезателям и превратителям 16 человекам, по силе Уложенья и Губернаторской Инструкции, за оное их, в противность указов, превращение и обрезание Чувашского народа в свой закон, хотя де надлежало учинить смертную казнь, но по Всемилостивейшему милосердному Ее Императорского Величества 1744 года Июля 15 дня указу от той казни их свободить, а послать на житие вечно в Сибирь».
М.П. Петров Тинехпи : «Христианская вера по понятиям большинства чуваш вера чужая, а христианские святые и изображения их - боги чужие, не добрые». На христианские обряды большинство чувашей смотрят «как на эксплуатацию духовных лиц. Последние, по представлению чуваш Ядринского уезда, ни больше, ни меньше как чиновники и притом капризные и жадные, которых надо содержать на общественные приходские средства» Автор считает, в основном из-за пренебрежения родным языком «инородцев» в церковной проповеди и вследствие того, что «русские мирские люди мало заботились о распространении своей веры и не оказывали должной поддержки заботам и трудам церкви в этой области», усвоение христианского учения нерусскими народами Среднего Поволжья было малоуспешным, новокрещены оставались теми же язычниками или мусульманами. «Наступили 50-е, а затем и 60-е годы (XIX в. - В.Д.). Инородцы-язычники все еще продолжали коснеть в язычестве, - пишет М.П. Петров, - но инородцы-христиане все больше и больше увлекались в ислам. Отпадения, начавшиеся еще в начале XIX в. и около 20-х годов принявшие массовый характер, к 60-м годам сделались угрожающими. Татаризация и исламизация грозили всему инородческому миру Поволжья». Далее автор освещает историю распространения мусульманства в Волжско-Камском крае с X до середины XIX в. Силу ислама автор видит в том, что любой мусульманин старается рас пространить свою веру среди инородцев, нет разницы между духовенством и рядовыми верующими. Из-за широко и хорошо поставленной пропаганды ислама быстро шли мусульманизация и отатаривание народов Поволжья. М.П. Петров приводит множество примеров отатаривания чувашей в XVI-XIX веках, ссылаясь на исторические источники. «В XIX веке, - пишет автор, - без сомнения, отатарилось сотни тысяч чуваш. Это не преувеличение».
Из статьи М.П.Петрова-Тинехпи(1926г.): «Как быстро шло отатаривание чуваш, видно из следующего. На основании многих документов 16-19 вв. мы находим следы существования чуваш в таких местах, где их в настоящее время вовсе нет, но есть татары. Так чуваши жили в самой Казани, как её постоянные жители, в количестве 150 дворов, за Булаком; г. Арск и Арская земля сплошь была населена чувашами; Лаишевский уезд по обоим берегам Камы занят был ими; к западу от реки Свияги не было татар вовсе, а были чуваши. По свидетельству Стрежневского В.И. в “Выписи из отделённых книг сотника алатырских казаков 155 (1647) упоминаются обширные поместья чувашских мурз в нынешнем Сергачском уезде; видно из ведомости составленной Васильским исправником Станиславским ещё в 1802 г. в которой прямо сказано “они же сами из чуваш”. Далее чуваши в 16 веке жили в Слободском уезде, по реке Чепце, в Елабужском уезде, в Сарапульском уезде и т.д. Во всех указанных местах в настоящее время чуваш нет, они отатарились: Старое Никитино и Новое Никитино, Солдакеево, Обрыскино, Новое Узеево, Среднее Челны, Тугаево, Сунчелеево и Большие Савруши Чистопольского уезда, Белая Воложка и Утеево в Тетюшском уезде, чувашский Брод в Спасском уезде и прочее и прочее.»
Как долго (растянулась) шла христианизация Чуваш видно по примеру из Самарской области. Большинство населения в Орловских имениях /графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская унаследовала от отца сёла и деревни Самарского уезда: Алексеевку, Винновку, Владимировку, Екатериновку, Ивановку, Кануевку, Кармалу, Новодевичье, Переволоки и другие/ были чувашами, пребывавшими в «язычестве или идолопоклонстве» и не знавшими Христианской веры. Массовое крещение здешних чувашей было совершено в 1830 году. В деревне Ивановке первый раз в январе крещено 137 душ обоего пола, второй раз в июне крещено 350 душ (по другим данным 580). В деревне Кармала 1-го июня крещено 168 душ, в деревне Берёзовый Солонец – 352 души. Ещё раньше в Тайдаково были крещены 800 человек. А всего крестилось более 4 тысяч! Источники указывают, что архиепископ Филарет прибыл не только со священниками, но и в сопровождении войска. Поэтому крещение чувашей было и тут «добровольно»-принудительным.
В 1760-х гг. было выстроено около ста церквей, к середине ХIХ в. их число достигло 150. К первой половине ХIХ в. были практически уничтожены все почитаемые чувашами-«язычниками» священные рощи, физически уничтожены, сосланы на каторги и в Сибирь вся духовная прослойка (носители знаний и философии этнической религии) чуваш. В начале ХХ в. в Чувашии действовали свыше 400 церквей. Hакануне первой мировой войны в крае насчитывалось около одной тысячи служителей христианского культа.
Тем не менее, к Революции 1917 года (когда история Российской Государственности пошла по Светскому-Атеистическому пути), еще десятки тысяч (официально) и сотни тысяч (неофициально с «двоеверием» ) Чуваш придерживались традиционных верований.
И это очень ВАЖНО, в контексте того, что Сохраняющаяся Традиционная Этническая Чувашская Религия (монотеистическая по сути, с верой Верховного Бога –Çÿлти Аслă Турă) имея непрерывную преемственность, будучи неплохо изученной и описанной в литературе (как пишет д.и.н. А.К. Салмин – «имеет богатый фактологический материал), ни как и ни по каким параметрам, не может подходить под "поповско-измышленческое" определение: НЕО («неоязычество»)!!! /как к примеру у русских-славян: где нет преемственности, и она (вера) практически не имеет ни какого литературного фактологического материала/
P.S. Подписывайтесь на мой канал, и ставьте лайки, если понравилось.