"Святая" Инквизиция. Молот Ведьм.
В этой статье мы разберём события происходящие в период классического средневековья начиная с 12го века, и заканчивая новым временем (в 19м веке был последний зафиксированный случай в Европе сожжения на костре человека обвинённого в ереси и ведовстве) во времена буйства "Святой"Инквизиции. По моему мнению, как и по мнению многих (всех) людей, изучавших данную тему, по своему масштабу, цинизму, бесчеловечности и жестокости - это был геноцид, растянувшийся на несколько столетий. Для примера я перечислю подобные события, происходящие в недалёком прошлом, которые ещё свежи в нашей с вами памяти, и очевидцы некоторых из них являются нашими современниками и живут ныне. Итак, это:
- геноцид армян турками (1915г), когда ради завоевания территории армянский народ уничтожался турецкими захватчиками с особой жестокостью. При этом было уничтожено много деятелей науки, культуры, искусств, представители интеллигенции, образованные люди, и обычный простой работящий народ. Людей морили голодом, заживо варили в котлах, приколачивали к крестам. Могли беременную женщину прибить на один крест, разрезать живот, вытащить младенца и пригвоздить его на соседний крест. Из вываренных костей изготавливали "сувениры" - расчёски, гребни, курительные трубки, оправы для очков....
- гитлеровская германия, об этих событиях я уверена знают все, поэтому подробности опущу, но замечу, что созданные фашистами "фабрики смерти" выжимали всё возможное из человеческих ресурсов, начиная от рабского труда, и заканчивая тем, что даже прах сожжённых в крематориях людей использовался в качестве удобрения для полей. А так же, вспоминаем доктора Менгеле и его эксперименты и медицинские опыты проводимые на живых людях, волосы узников концлагерей, которыми набивали матрасы, вырванные золотые зубы пополняющие золотой запас, изготовленные сувениры из человеческой кожи - коллекция Эльзы Кох....
- вспоминаем Камбоджу и красных кхмеров под предводительством Пол Пота, когда начиная с 1973г по 1979 г (самый разгар событий) уничтожалось образованное и богатое население страны, естественно с особой жестокостью и нечеловеческими пытками, медицинские опыты и эксперименты так же проводились на живых людях. В ряды красных кхмеров вербовались в основном подростки и дети крестьян, которым раздавалось боевое оружие, и всячески поощрялась жестокость и стремление к расправе над людьми, неугодными для правящей партии.
- Руанда, события 1994г, когда по приказу правительства народ хуту истребил около 1млн человек принадлежащих народу тутси. Количество жертв составило около 20% всего населения страны.
- ну и события совсем недавние, очень близко, очень рядом с нами происходящие, это - Украина.. на востоке страны более 10,000 погибших, сожжённые заживо люди в Одессе... Эти события, близко к нам, во временном интервале и территориально.
Исходя из этого мы понимаем, что к сожалению человечество не меняется, жестокость являющаяся "инструментом" для достижения самых разных целей и потребностей всегда была и увы скорее всего всегда будет в сознании людей. Я перечислю основные (на мой взгляд) цели, это:
- обретение власти
- захват территории
- обогащение
- устрашение, принуждение к подчинению
- реализация собственных извращённых потребностей
- желание славы и признания любым путём
И в зависимости от государственного строя и наличия главенствующей религии подобные события происходят под лозунгом либо "для народа", либо "во имя Бога". И у каждого злодеяния на Земле есть человеческие руки и человеческое лицо.
Итак, возвращаемся в средневековье.
И вначале, так сказать, для полного погружения в тему, и полноты ощущений от происходящего в те времена, я процитирую душераздирающе и эмоционально описанный Александром Невзоровым в цикле своих авторских передач "Лошадиная Энциклопедия"случай сожжения одержимого дьяволом коня, итак:
"Осенью 1535 года, в день Святого Франциска, шесть епископов и благочестивое рыцарство, всего 43 герба, осенясь крестами и хоругвями великой процессией, со звоном и пениями вели одержимого дьяволом коня к заготовленному для него костру. По обвинению в прямой и однозначной связи с дьяволом, подтверждением которой служили её "сверхъестественные" способности, была приговорена к сожжению учёная лошадь. В действительности, если верить современникам, просто поразительно талантливый конь из бродячего цирка, конь, которого звали Аннабель. Если разобраться, Аннабель не делал разумеется ничего плохого или сверхъестественного. Так, только всякие милые цирковые пустяки, вроде послушания голосу, умения считать и приносить по команде разные вещи. Но наличие у лошади разума, обладателем которого не могла быть, по меркам церкви, лошадь, было верной приметой одержимости этой лошади дьяволом. Итак, в день Святого Франциска шесть епископов и благочестивое рыцарство вели одержимого дьяволом коня к заготовленному для него костру.
- Лошадь Аннабель подверглась всем ужасам так называемого обряда экзорцизма, т. е. изгнания дьявола. Ей засовывали горящие угли в уши, её истязали, ей хотели даже вспороть живот, для того чтобы обнаружить, не прячется ли там дьявол, который мог бы объяснить её ум и её удивительные способности. Но не стали вспарывать, поскольку решили, что она от этого, скорее всего, умрёт, и публика будет лишена огромного удовольствия и развлечения созерцать сожжение лошади, одержимой дьяволом.
Коню огласили приговор и возвели на костёр. Избитый и запытанный, полумёртвый конь, поведение которого было всего лишь на всего следствием того, что он доверился человеку, полюбил его и радовал, чем мог, отчаянно сопротивлялся. Его приковали к стене. Благочестивая толпа заходилась в радостном неистовом вопле, предвкушая как именно будет жариться во священном огне затаившийся в лошадином теле дьявол. Цирковая девчонка, которая учила Аннабель и прожила с ним годы, пыталась перерезать коню горло, чтобы избавить его от мук, но была забита палачами.
Костёр быстро запалили, и, поскольку дрова были хорошенько подсушены, сразу же поднялся высоченный и очень жаркий огонь, охвативший коня.
Горящий конь кричал так страшно, что тронул своими муками нескольких рыцарей, решившихся всё же заколоть его, чтобы избавить от мучений, но епископы запретили делать это, и вокруг костра с пылающей, орущей лошадью началась людская бойня. Сердобольных рыцарей перекололи и опрокинули, так как епископские стражники были гораздо многочисленнее. Они желали, чтобы дьявол всё же был бы испепелён живьём. Тогда убили много рыцарей, пажей и горожан. Аннабель сгорел заживо, заходясь в диком крике. Хотя это было, всего на всего, отчаянное ржание, ибо не верилось коню, что люди могут так... Епископы утверждали, что столь громкий крик был голосом самого дьявола."...
И надо понимать, что таким подобным образом костёр инквизиции уничтожил миллионы жизней людей и животных. При этом орущие в мучениях живые существа, да-да, и животные и люди кричат одинаково, когда испытывают сильнейшие страдания и сильнейшие болевые ощущения - это просто неистовый крик разрывающий горло - один для всех. И наличие такого крика - было одним из доказательств одержимости живого существа дьяволом. Крик горящего на костре дьявола. Здесь отмечу, что говоря о "миллионах жизней", я разбираю события растянувшиеся на несколько столетий, и плюс последствия инквизиторской практики (последствия я разберу в следующей статье).
История возникновения и развития инквизиции.
Своё начало это явление берёт в 12м веке, а именно папой Луцием 2 была разработана система розыска и выявления религиозных преступлений. Согласно которой основными предписаниями для местных властей было: опрос местных жителей на предмет отклонения от веры и освидетельствования и уличения(доносы) ими круга лиц - своих знакомых как отступников от религии.
Особый суд католической церкви был создан в 1215г папой Иннокентием 3, и получил название "Инквизиция".
Трактат же "Молот Ведьм" был написан Генрихом Крамером и его приспешником, соавтором был Яков Шпренгер в 1486 - 1487гг
Стоит отметить, что трактат был написан после судебного процесса в Инсбруке, на который в качестве специалиста был приглашён Крамер.
Судейство в те времена, в основном осуществлялось местными(светскими) властями под наблюдением приглашённых специалистов. Тогда общество ещё не было подвержено глобальной массовой истерии, многие процессы заканчивались оправдательными приговорами. Именно так и произошло на процессе курируемом Крамером - местный епископ отменил приговор, освободил обвиняемых и обязал Крамера покинуть город. Зная это, мы понимаем какие амбиции сподвигли Крамера к написанию этой страшной книги. Естественно, что оправдательный приговор был следствием отсутствия обличающих, адекватных улик, и недоказуемости вины, основанной на здравомыслии для умов того времени. Поэтому Крамер исходя из этого опыта составил список абсолютно абсурдных улик и доказательств, которые можно было применить для обличения и обвинения абсолютно любого(каждого) человека. При этом в 3м разделе трактата описаны методы физического воздействия для выявления доказательств вины, выявления сподвижников обвиняемого и последующее уничтожение(казнь) при вынесении обвинительного приговора.
В общих чертах это происходило примерно так - обвинённого (по доносу) человека осматривали на предмет физических последствий совокупления с дьяволом(их всегда находили), затем пытали добиваясь признания, далее пытали с целью выявления других участников шабаша, затем сожжение, очищение огнём. Стоит отметить, что пытки были разработаны таким образом, чтобы причинять как можно более сильные страдания человеку, но при этом человек мог бы жить как можно дольше, то есть обычно не повреждались жизненно важные органы, контролировалась интенсивность кровотечения.
Ещё известно 2 метода проверки виновности:
- человека опускали в воду на определённое время, и если он тонул - его оправдывали (правда уже посмертно), если выживал (объем лёгких например, у человека хороший) - значит виновен - сжечь.
- прочтение "отче наш" наизусть без каких либо ошибок и заминок, учитывая то, что большинство крестьян были безграмотными и читать не умели, ну и книги имели очень высокую цену, которую не могли оплатить малообеспеченные семьи - способ очевидно действенный...
То есть, у человека попавшего под подозрения и арестованного шансов на спасение не было вообще, либо он умирал под пытками, либо тонул при испытании водой, либо сгорал на костре....
Добавлю, что всё-таки до 1567г возможность избежать "правосудия" была у состоятельных граждан - это индульгенция (первое упоминание о ней - 11в), её можно было купить(естественно за большие деньги), обладатель раскаивался в содеянном, отписывал имущество властям/церкви и прощённый отпускался восвояси, при этом прощение не распространялось на родственников, то есть один человек - одна индульгенция. Но и её в 1567г отменил папа Пий 5.
Теперь все же разберём истинные причины и цели людей, приверженцев и последователей этой карательной практики.
1. Религиозные намерения. Да, безусловно многие верили, что борются с дьяволом, и их истинная цель была искоренить зло. При этом, в большинстве своём малообразованный народ научно не мог объяснить многие явления и неудачи, болезни, неурожай, падёж скота и всё это приписывалось проискам дьявола и колдовству ведьм. То есть беда у меня, но виноват сосед - просто потому что.
2. Обогащение. Надо понимать, что это была целая карательная индустрия, приглашённые эксперты получали немалые деньги за ведение процессов, так же получали большие гонорары палачи, изобретатели и разработчики пыточных приспособлений, всё имущество осуждённых делилось между властями и церковью. Ориентируясь на этот пункт можно предположить, что значительное количество обвинителей и судейства (а как мы помним это местные власти) с особой жестокостью просто уничтожало людей ради собственной наживы.
3. Убрать неугодных людей с дороги. Это могли быть как и политические жертвы, так и просто мешающие соседи в рамках крошечного села. Достаточно просто обвинить человека в ведовстве, и всё - его нет, а так же за ним по цепочке обычно шли все родственники и ближайший круг общения.
4. Удовлетворение садистских сексуальных потребностей. На мой взгляд и Крамер и Шпренгер были просто обычными извращенцами, а так же и палачи ведущие пытки и большинство экспертов проводящих обличение и расследование. Невозможно представить, что все эти действа могли выполнять люди со здравой психикой. Понятно, что в те времена были другие нравы, но тем не менее.
5. Любопытство. Типа, "а чо будет, если...?" В основном главными действующими лицами здесь выступали дети и подростки. Было довольно много случаев, когда дети ради интереса могли выборочно указать на человека и обвинить его в ведовстве. Для них эта была игра, забава, то есть они копировали поведение взрослых людей, ориентируясь на рассказы или увиденное своими глазами. Так же могли поступить и из мести то есть - соседка сделала замечание - всё. На суде например падали и бились в припадке тыча пальцем в обвиняемого. При этом, известен случай когда девочка набрала в рот мыльный раствор и пускала пену изображая припадок на суде. Один из членов судебной комиссии засомневался и настаивал на изучении состава, но большинство отвергло его намерения и человек был осуждён.
Далее разберём кто мог быть обвинён в ереси и ведовстве.
Ещё раз повторюсь, что обвинён и осуждён мог быть абсолютно любой человек. Но я перечислю несколько примеров просто для полноты картины.
Девочку 12ти лет обвинили в ведовстве за то, что она, когда шла к реке за водой, спускаясь со склона играла с ведром, запускала его с горки и обгоняя пальцем как-бы подзывала к себе.
Был сильный град и одну женщину обвинили в ведовстве за то, что она сказала, как бы завтра не была хуже погода, а погода завтра оказалась действительно ещё хуже.
На ранних сроках у женщины случился выкидыш, кровотечение - а оно считалось доказательством совокупления с дьяволом. Так же если были выкидыши на более поздних сроках, когда плод ещё не сформирован, и не напоминает новорожденного младенца, считалось что после связи с дьяволом женщина родила жабу. Сюда же можно отнести болящих людей и мужчин и женщин, у которых кровотечение могло открыться из-за болезни - все они так же обвинялись в связи с дьяволом.
Здесь же отмечу, что во время проверок и обследований на предмет наличия меток дьявола и других физических признаков контакта с ним, члены комиссии полностью исследовали обвиняемого, независимо от пола и возраста. В результате этого издевательства и ублюдства невинные девушки получали травмы, кровили - и это тоже было доказательством совокупления с дьяволом. Впрочем, такого рода травмы получали и мальчики и мужчины и женщины, потому как осмотру подвергались все отверстия человеческого тела. Так же ничто не мешало осматривающему утаить лезвие или иглу, и в процессе осмотра нанести порез жертве... последствия были для всех одинаковыми. Особое внимание уделялось родинкам, их кололи иглами и наблюдали за реакцией, кровит-не кровит, но и для этих целей использовалась специальная игла, помещённая в полый стержень, по разным данным такое устройство в зависимости от надобности могло как и проколоть кожу и пустить кровь так и оставить участок невредимым - незакреплённая игла при давлении на кожу просто убиралась внутрь стержня.
Под пристальное внимание попадали люди у которых были домашние животные, а в сельской местности в каждом дворе была живность. Считалось что дьявол принимает обличие животного и совокупляется с хозяином или хозяйкой, так же есть версия, что в те времена такими свойствами (подселение в животных) обладали так же инкубы и суккубы.
И если ненароком посторонний человек слышал как хозяин разговаривает с животным - обвинение было уже не оспорить. Именно поэтому на кострах вместе с людьми горели животные, сначала в основном чёрные кошки, потом все остальные кошки, потом собаки, потом свиньи, козы, коровы, лошади и тд. К слову, самым массовым было сожжение кошек, ими просто набивали лубяные корзины запечатывали и бросали в костры... Последствия этого я расскажу ближе к концу темы.
Под обвинения мог попасть любой человек имеющий физические увечья или нетипичную для большинства внешность - как и уродливую, так и слишком красивую.
В деревне обвинили семью, в том, что им удалось выдать свою дочь замуж быстрее соседской за самого завидного жениха. Просто потому что девушка была очень красивой (наколдовали).
Здесь стоит учесть что под личиной борьбы с ведовством скрывались другие потребности (которые были уже упомянуты ранее) , и например рыжий цвет волос и зелёный цвет глаз - считались верным признаком ведьмы, а всё потому, что это было редкое явление, и даже сейчас такой набор вызывает бурю эмоций и является заманчивым для противоположного пола (почему в то время не претерпел вырождения этнос Ирландии - я расскажу в следующей статье). Так же вспомним легенду, ставшую со временем "шуткой" про "грузоподъёмность" метлы - 50кг(при том, что ни одного случая полёта на метле не было зафиксировано и доказано), это было придумано специально для того, чтобы под "статью" попадались наиболее привлекательные, красиво сложенные люди, так сказать "радовали глаз" во время истязаний.
Но тем не менее, сколько людей столько и предпочтений, и естественно одинаково страдали абсолютно все - и женщины, и мужчины, и дети, и старики, и животные, и красивые и уродливые. Все.
Так же в мучениях под пытками люди перечисляли имена всех своих знакомых, если пытки не заканчивались, имена называли уже вымышленные, наобум, лишь бы прекратить мучения - в этом случае названных людей разыскивали в ближайших населённых пунктах, и разумеется многих из них находили.
Ну и конечно, уничтожены были люди, которые немного умнее, немного красивее, немного наблюдательнее, немного успешнее, немного богаче большинства. Это могли быть и учёные, и врачеватели, и травники, философы, ну то есть как и в современной истории - интеллигенция своего времени.
Для примера я приведу несколько улик выявленных в ходе допросов, которым подвергались люди ("ведьмы"):
- ведьмы отправляются на шабаш не во сне, а наяву (действительно, надо же)
- иногда(всегда) путь проделывается пешком (а как же метла?)
- и если идёт дождь, то ведьмы намокнут (правда что-ли?)
- во время путешествия они слышат звуки, издаваемые пастухами,
мычание скотины, хрюканье свиней и лай собак (ну да, когда по селу идёшь, именно эти звуки и слышишь)
- по дороге они встречают людей: иногда сотоварищей, ведьм, c которыми вместе отправляются на шабаш, иногда - посторонних, которые ведьмами не являются (встретил односельчанина: ты куда? - я в лес за ягодами. И мне надо, идём вместе?)
- днём, встречая друг друга, ведьмы обсуждают то, что происходило на собраниях (ну да, больше 2х не собираться.. или вовсе ни с кем не разговаривать на улице)
- шабаш наблюдали люди, не причастные к ведовству (ну да, доносчик то, не смотря на своё присутствие - не виновен, а как ещё оправдаться?)
- если на собрании произнести имя христово, все ведьмы разбегаются в ужасе (стоишь с соседями общаешься и тут: "Господь наш всевышний" - в те времена побежишь так, что пятки сверкать будут, ибо последствия известны, на костёр никто не хочет)
- принимая ведьму, дьявол ставит на её теле знак, который остаётся на всю жизнь (вспоминаем родинки, пигментные пятна, шрамы)
- пока ведьма находится на шабаше, дома её подменяет демон (очень действенно - фиг докажешь, что ты - это ты, а не демон)
- иногда домашние замечают её отсутствие (по нужде человек вышел на 5 минут, пришёл - а всё, демона вместо себя прислал)
- у девственников и девственниц при первом совокуплении с дьяволом происходит сильное истечение крови (вспоминаем осмотры на предмет соития с дьяволом)
- иногда ведьмы беременеют и рожают на свет жаб (вспоминаем выкидыши и преждевременные роды)
Ну как-бы эти примеры абсурдных доказательств говорят о том, что обвинить реально было возможно абсолютно любого человека...
В следующей статье, я расскажу о последствиях и итогах описанного выше мракобесия под названием ""Святая" инквизиция".