Сегодня поговорим об инфраструктуре. Речь пойдет о пересечения трамвайных путей и железной дороги.
Исторически сложилось, что железная дорога по Уфе проходит как-то сбоку от основных мест. Но ближе к северу города железная дорога разделяет южную часть город и крупный район ЧЕрниковка. И именно здесь проходят все пересечения трамвайных путей и железной дороги.
У троллейбусов подобных пересечений нет. Самое близкое расположение троллейбусов к пересечению с железной дорогой находится на севере сети, у конечной "ТЭЦ-1".
На "ТЭЦ-1! троллейбус разворачивается перед самим переездом. Дорогу здесь пересекает подъездной путь, который соединяет ст. "Бензин" с цехами УНПЗ.
У троллейбуса есть ещё три пересечения, но уже на разных уровнях. Троллейбус проходит по Гастелловскому путепроводу. Здесь же проходит единственное многоуровневое пересечение трамвая с железной дорогой.
Второе пересечение - Дежнёвский путепровод. Здесь же раньше проходило пересечение трамвайной линии и железной дороги (также трамвай шёл на том же уровне, что и троллейбус).
Третье пересечение находится ближе к центру города. Это Затонский мост. Кстати, это единственное место, где троллейбус следует на другой берег реки Агидель.
У трамваев же есть несколько пересечений с железной дорогой на одном уровне. В начале стоит отметить закрытые. Известно, что таких пересечений было, как минимум шесть. И все они в Черниковке.
Самое уникальное пересечение находилось на Уфимском шоссе.
До 2006 года здесь проходила трамвайная линия, которая далее проходила по Шумавцовскому мосту. То еть, это было третье многоуровневое пересечение трамвайной линии с железной дорогой.
Уникальность данного пересечения заключалась в том, что здесь одновременно происходило пересечение трамвайной линии с тремя подъездными путями. Все они шли на УМПО (Уфимское моторостроительное производственное объединение). При этом пути были не рядом - они шли на расстоянии друг от друга. То есть, это был один из самых длинных переездов в городе. Шлагбаумы находились не у каждого пересечения, а лишь в начале. К середине 2000-х годов сложилась ситуация, что использовался лишь один путь. Один путей был частично демонтирован - он лишь пересекался с дорогой, ап о обе стороны от дороги у него не было продолжения.
Сейчас же из трёх пересечений осталось лишь одно пересечение с дорогой, но трамвая нет уже 14 лет.
Ещё три пересечения находились на линии от Орджоникидзевского РУВД до ст. Загородная. (можно ознакомится на схеме электротранспорта). В целом, эта линия требует отдельного рассказа. Но сейчас же поговорим о пересечениях с железной дорогой.
Если считать с многоуровневыми, то выходит пять пересечений. Пойдём с севера на юг.
До 1996 года линия трамвая шла до проходной "Уфанефтехима". Конечная называлась "Станция "Загородная". Это была самая северная точка сети. Недалеко от этого места было и самое северное пересечение с железной дорогой - трамвай проходил по мосту.
Другое же пересечение находилось гораздо южнее - на Соединительном шоссе.
Данное пересечение было тоже уникальным - это было единственное пересечение, где трамвай проходил на первом уровне, а железная дорога - на втором. В целом, для Уфы типично, чтобы железная дорога проходила внизу, хотя и встречается пересечение на втором уровне.
Чуть подальше от этого места есть ещё два пересечения.
Эти пересечения находятся по разные стороны от перекрёстка Соединительного шоссе и улицы Юбилейная.
Трамвай перестал проходить через последние три указанных пересечения в 2004 году. С 2004 по 2015 гг. недалеко от переезда, что пересекает автобус на фото, находилось кольцо "Монтажников".
Если пойти по железной дороге на юг, то можно выйти к конечной троллейбуса "ТЭЦ-1", о которой писалось выше.
Честно говоря, в своё время я видел поезда видел на всех указанных пересечениях.
А теперь о том пересечении, которое было закрыто последним.
В 2015 году было полностью прекращено движение трамваев на остатке длинной промзонной линии. Последний участок (Орджоникидзевское РУВД - Монтажников) признан аварийным и закрыт. Здесь же проходило трамвайно-железнодорожное пересечение.
Здесь проходит подъездной путь к Бельскому ДОКу.
Уникальность данного пересечения является установка железнодорожных светофоров на трамвайной линии.
Трудно сказать, в каком они рабочем состоянии, ибо ни разу не видел прохождение состава через это пересечение.
Теперь поговорим о действующих пересечениях.
Всего на данный момент их два - один на Трамвайной, второй на Индустриальном шоссе. По сути, они расположены на одной линии.
В районе остановки "Мясокомбинат / Рынок "Радуга" проходит подъездной путь от станции "Черниковка" до заводов, расположенных в районе старого Сипайлово, а также до исправительной колонии. Периодически здесь проходят составы.
Ранее линия проходила до этого пересечения - здесь было трамвайное кольцо. От него в последующем осталось соединение с железной дорогой, по которой привозили новые трамваи. То есть, так именуемый гейт.
Гейт был закрыт в 2013 году, сейчас на его месте находится автосервис.
Последним в нашей подборке оказался переезд на Индустриальном шоссе.
Довольно интересный участок - здесь подъездной путь к первой площадки УМПО пересекает дорогу и трамвайные пути. Именно этот переезд заснят на самом первом фото в этой статье.
Здесь прекрасно видно это пересечение. Но также заметно, что есть и другие железнодорожные пути.
Вверху проходит линия в районе нефтезаводов и упоминаемой ранее станции "Бензин". Путь проходит выше, потому что потом он пересекает основную ветку "Уфа - Челябинск". На месте пересечения находится мост.
Прохождение поезда под данным мостом можно посмотреть на видео.
По фото кажется, что идёт пересечение двух путей, но это не так - путь, что между насыпью и трамвайной линией - тупиковый. И ппериодически используется.
Сцена встречи поезда и трамвая - большая удача. Но обычно при встрече встречается синий тепловоз ТЭМ2.
В целом, стоит отметить, что количество переездов не так много. А там, где проходит общественный транспорт на одном уровне - очень мало.
Конечно, в Уфе был кусок независимой железнодорожной сети в микрорайоне Нижегородка, но большинство же всё-таки связано с основной веткой.
Материал создан при поддержке каналов "Уфимский транспорт", Матвея Скворцова и группы "Уфимский электротранспорт".
Подписывайтесь на наши каналы и группу. Ждём Вас снова :)