Найти тему
Pazukha

Кавказская Планета. 30 — Дорога, как памятник подвигу.

Тридцатый день пути.

Собираемся и покидаем полюбившееся озеро, хотя район озера достоин конечно гораздо пристального внимания!

-2

Все тем же идеальным серпантином поднимаемся к перевалу и уже основной дорогой начинаем спуск к равнинным районам Чечни.

-3

Дорога все такая-же идеальная, но появляется интересная особенность. Наши высоты заволакивает облаками, вроде мелочь – катись, да катить по ровненькому асфальту…

-4

Но после получаса нескончаемых поворотов право – лево – право, когда в белом мареве видишь чуть дальше капота и зрение не сфокусировать – начинает мутить…

-5

Какое же счастье вынырнуть из под облаков как самолет на посадке!

-6
-7

Итак, едем идеальной дорогой мимо свежих фасадов аккуратных сел: Харачой, Ведено, Сержень-юрт, Шали...

-8

Правда знакомые названия практически каждому жителю России?

-9

И Знакомые, к сожалению, не с лучшей стороны.

-10

Мы не исключение и мысли в Чечне волей, неволей идут о недавней войне, тем более что путь лежит к главному горному направлению республики – Аргунскому ущелью.

-11

Особенно в памяти засел один из эпизодов Чеченской войны развернувшихся в этом живописном ущелье и описанный в книге «Моя война. Чеченский дневник окопного генерала» Трошева Геннадия Николаевича.

«Не давая противнику времени на передышку, войска двинулись на Шатой. Туда вела только одна дорога — вдоль реки Аргун. Слева — отвесные скалы, справа — десятиметровый обрыв. Никакой возможности для маневра. К тому же разведчики обнаружили на пути следования множество управляемых мин, фугасов. Идти по дороге — значит положить людей, потерять технику. Нас возьмут в огневой мешок и перещелкают, как в тире. Генерал Булгаков предложил решение: основные силы "перетаскивать" по хребту, чтобы скрытно выйти к Большим Варандам, от них спуститься к Шатою.

-12

Хребет шириной от 4 до 6 километров — и только узкая тропа, по которой с незапамятных времен горцы ездили лишь верхом на лошадях. Но начальник инженерной службы 166-й бригады подполковник А.Степанов со своими людьми за трое суток пробил дорогу, расширил ее под технику. Чуть ли не на руках несли боевые машины.

А чтобы противник не обнаружил основные силы, на главной дороге подразделения 245-го полка сымитировали атаку: небольшой рейдовый отряд (развед-взвод, мотострелковая рота, инженерно-саперное отделение с машиной разграждения и танк с тралом во главе с майором Н. Звягиным) двинулся вдоль реки Аргун. Уже при входе в ущелье боевики открыли шквальный огонь. Солдаты и офицеры стояли насмерть в течение двух суток, приковывая к себе силы бандитов. А когда поняли, что противник "клюнул" на приманку, командир полка приказал по радио Звягину отходить...

Спаслись немногие, прыгнув с обрыва в реку. Большинство погибло. Я склоняю перед ними голову, ценой своей жизни герои обеспечили общий успех операции.

Такие ситуации нередки на войне. К сожалению, командирам иногда приходится принимать жесткие решения: жертвовать малым, чтобы спасти большее. Прости меня, Господи!»

-13

Сколько раз проезжал Чечню, столько раз хотел найти эту самую дорогу, пробитую русскими солдатами такой ценой, но как-то не складывалось. Сейчас все складывается – и время и погода. Искать долго не пришлось – вот на дороге небольшой рукописный указатель «Варанды», и мы уже спускаемся к берегу Аргуна по грунтовке. Увы перед мостом через реку блок пост, где доходчиво объяснили, что нам не надо ехать этим путем и вообще дорога смыта и не проезжаема. Спорить с вооруженными людьми не лучшая идея, хотя идею свою не оставили – попробуем с другой стороны!

-14
-15
-16

Возвращаемся на основную дорогу ущелья и продолжаем подъем величественным ущельем мимо многочисленных сторожевых башен.

-17
-18
-19

Самые известные из них, наверное, Ушкалойские – стоящие в самом узком месте ущелья.

-20
-21

Иной дороги здесь нет, и проскользнуть незамеченным в узком горле не получится…

-22

…стратегическое положение!

-23

Говорят, в 1944 и 2001 годах башни были полностью разрушены, но сейчас стоят как новые!

-24
-25
-26
-27

А поднявшись дальше попадаем в селение Итум-Кале, посреди которого находится образцового вида, как и многое в Чечне, музей.

-28

Тут боевая и жилые башни и другие сооружения в которых можно понять и проникнуться былой жизнью в этих краях.

-29
-30

Башни, башни – сколько раз уже их упомянули… а оказывается в их большом количестве и, казалось бы, хаотическом расположении строгий порядок и смысл.

-31

В каждые подобные сооружения видно, как минимум еще 2 аналогичных. Вернее, было видно – пока вся система башен была цела. Именно система! По ней передавались сигналы о нападении врага, а иначе, видимо, было не выжить.

-32

Вот и здесь с музейной башни Итум-Кале четко видны явно оригинальные, потертые временем боевые башни бокового ущелья.

-33

Оригинал всегда притягивает сильнее восстановленного, и мы недолго думая двинулись в путь. Башни те оказалось стоят прямо в селениях.

-34
-35

Казалось бы, утратившие назначение и заброшенные сооружения принадлежат определенным семьям и многие поддерживаются в достойном состоянии – хоть сейчас залезай и обороняйся.

-36

Местные, кстати, разрешили осмотреть укрепления, а детвора с удовольствием проводила. 

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание
Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Интересное наблюдение: После Дагестана хорошо заметна перемена в поведении местного населения. Здесь в Чечне, да и позже – в Ингушетии и Осетии все вежливы и доброжелательны, но как-то насторожены и сдержаны… нет той искренней открытости, которая поражала в Дагестане.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Так и лазили, пока солнце не покатилось на закат. Соответственно и нам надо катиться искать ночлег. По традиции нашли укромное место с шикарными видами здесь же над Итум-Кале…

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

…где наш покой нарушали лишь вертолеты военных.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Самое интересное — завтра.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание