Найти тему
Хихидна

Дух Соинги

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки
Никак не могу перейти к незаконченным историям, висящим в черновиках аж с конца июля. Постоянно вспоминаются истории дяди Прокопия, и пишутся они как-то легко в отличие от тех, начатых... Надеюсь, я еще не надоела вам с этим северным колоритом...

Прокопий, Валера, Тимир и Пана были соседями, почти ровесниками, и дружили с раннего детства. Вчетвером они облазили все окрестности их небольшого села, с каждым разом все более расширяя географию своих вылазок. Они рано овладели охотничьим ремеслом, которому обучил их отец Прокопия, кадровый охотник Афанасий. К 14 годам ребята могли спокойно уйти на самостоятельный промысел на несколько дней. Матери, конечно, волновались, но отцы, наоборот, гордились, настоящие мужчины растут!

Охотничьи угодья, на которых работал Афанасий, располагались на огромной территории, включающей и тундру, и лесотундру, и тайгу, и даже территории горных областей. Назывались они просто – участок «Соинги».

Афанасий в свое время поставил на участке дом, что было не совсем привычно для этих мест. Как правило, все охотники жили в селе, а на участках у них были небольшие зимовья или, наоборот, летние засыпнушки, в которых можно было перекантоваться неделю-другую. Афанасий же поступил по-другому, построил настоящий дом, с комнатами и большой печью. Семья у него была большая, и он намеревался брать детей с собой, чтобы с малых лет обучать охотничьему ремеслу. Так оно и получилось, как мечтал, дети его Соинги любили, с удовольствием бывали и только необходимость учиться заставляла их жить в селе вместе с матерью.

Очень часто вместе с Прокопием в Соинги приезжали и его друзья. Расположение участка располагало к тому, что ребята равнозначно знали и тундру, и тайгу, и все прилегающие к ним местности. Афанасий учил их повадкам зверя, рассказывал особенности охоты на него. В 15 лет они впервые наравне со взрослыми ходили на волков, которые докучали местным оленеводческим бригадам, в 16 – поднимали медведя. В 17 лет они чувствовали себя бывалыми охотниками, которые все знают и умеют.

Иногда, отдыхая теплыми летними вечерами, Афанасий мог разговориться. Сидя у костра, призванного защитить слушателей от свирепых северных комаров, он рассказывал восторженным ребятам старинные сказки и легенды о тех местах, где они жили. Часто в его рассказах присутствовал Дух Соинги.

- Дядя Афоня, так я не понял, он кто? – любопытный Пана часто задавал этот вопрос, - Что-то типа бога или, наоборот, черта?

- Дух, Пана, он и есть дух. Душа, понимаешь?

- Не-а! Нам в школе говорят, нет никакой души!

- Душа есть у любого живого существа, и у человека, и у зверя, и даже у леса. Как же без души-то?

- Ну это все выдумки попов! – не унимался Пана, - Мракобесие, вот!

- Пана, ты когда на охоту идешь, ты обращаешься к Байанаю? – Афанасий не сердился на такие расспросы, ему нравился пытливый ум друга сына.

- Конечно! И огонь кормлю всегда! Ой… Тогда что получается, я тоже мракобес? Верю во все эти штучки?

- Это не мракобесие, Пана. Это означает лишь то, что ты чтишь традиции и обычаи предков. Ты просишь Байаная об удачной охоте, в этом нет ничего зазорного. Так делали до тебя, делаешь ты, будут делать твои дети. Это означает, что ты уважаешь природу, договариваешься с ней, что ты не обижать ее пришел, а взять малую часть, понимаешь?

- Тогда Дух Соинги – это как Байанай? Только привязанный к конкретному месту?

- Ну примерно так, Пана. Думаю, ты еще столкнешься с этим, но… Это нужно просто принять и жить с этим. Ну да ладно, всему свое время.

В то лето, лето их 17-летия, парни ушли в сторону тайги, им хотелось добыть сохатого. На этот раз им повезло, Байанай был благосклонен к юным охотникам, свежие следы сохатого они заприметили довольно быстро.

- Вот удача! – Тимир радостно улыбнулся, - Возможно получится и за день обернуться!

У Тимира недавно родилась сестренка, и он хотел порадовать мать свежим мясом. Отец его давно умер, а отчим, отец девочки, был из пришлых, на охоту не ходил.

Но одним днем ничего не закончилось. Сколько они не шли по следу, он все время был свежим, как будто зверь прошел совсем недавно. Но они не то, что его не видели, даже не слышали! А ведь сохатый весит почти полтонны, ходить бесшумно он не умеет… Им бы тогда призадуматься, но молодые, азартные, горячие!

На исходе третьего дня, вконец уставшие, ребята поняли, что дело не чисто.

- Ну его, этого неутомимого! Может, сам Байанай нам головы кружит! – Прокопий посмотрел на друзей и предложил, - Давайте на ночлег устраиваться, надо отыскать старое зимовье отца, где-то в этих местах было.

Тимир и Валерка согласно закивали головами, а Пана попробовал было возражать:

- Еще скажи, что Дух Соинги нас водит! Надо дожимать, ведь и сохатым надо отдохнуть!

Но его никто не поддержал и парень, нехотя, присоединился к товарищам.

Зимовье они отыскали довольно быстро, но оно не выглядело заброшенным. Все вокруг было почищено, а в самом домике явно недавно топили. Ребята даже есть не стали, до того были уставшими, уснули, кто где придется. Проснувшись, они не сразу поняли, где находятся. В помещении было тепло, пахло вкусным супом. Голод дал о себе знать, и они начали подниматься. Дверь домика открылась, вошел мужчина. Еще не старый, лет 40, не больше.

- Проснулись? Вот и ладно, у меня и суп готов уже, давайте к столу. Меня, кстати, Алексеем зовут.

Ребята представились, сели за стол. Наевшись, они начали расспрашивать Алексея кто он и откуда.

- Да местный я, живу тут уже давно. Со счета сбился, сколько зим прошло.

- Странно, мы с отцом здесь были два года назад, тут никто не жил, - пробормотал Прокопий, - может, просто не застали?

- Может, я ж не сижу на одном месте, могу и три дня не появляться. Не бери в голову, парень!

- А почему один? Или… Из беляков недобитых? От Советской власти скрываешься? – Пана подозрительно сощурил глаза, - А то смотри, не поглядим, что ты нас накормил!

- Да нет, разве я похож на врага? – Алексей странно улыбнулся, - Я, правда, давно здесь. Расскажу, если хотите.

- Конечно! – Валерке было неудобно за выпад Паны, и он старался как-то сгладить неловкость, - Расскажите!

- Когда-то давно я собирался жениться. Чтобы собрать выкуп за невесту, ушел в тайгу бить соболя. Много тогда зверя набил, радовался, дурак, что девушка на меня теперь ласково посмотрит. Принес меха ее отцу, тот крякнул довольно. А ночью меня избили до полусмерти и вывезли куда-то. Рядом милосердно бросили ружье, нож и немного запасных патронов, мол, если судьба, то выживешь. Я и выжил. Но места были незнакомые, в этой стороне я раньше не бывал. Блуждал довольно долго. охотился на уток, но удача часто отворачивалась от меня. Я практически обессилел, в ружье оставалось всего два патрона, один из которых берег для себя. В один из дней я вышел к озеру и не поверил своим глазам: прямо на берегу сидел белый медвежонок! Трясущимися руками поднял ружье… Медвежонок меня не замечал, сидел практически неподвижно, поэтому я не промахнулся. Обрадованный, я кинулся к добыче, по пути вынимая нож. Но не успел освежевать тушку, как был оглушен разъяренным ревом. Я поднял глаза от своей жертвы и замер, прямо на меня летела огромная белая медведица с поднятой для удара лапой! Ружье с последним патроном лежало в стороне, в руках у меня был только окровавленный нож. Но что я мог с этим ножом против такой махины? Я вскочил на ноги и побежал из последних сил…

- И что дальше?! – Валерка, затаив дыхание, смотрел на Алексея, - она не смогла догнать?!

Но не успел мужчина ответить, как Пана вскочил, взбудораженный рассказом, и возмущенно закричал:

- Невозможно убежать от разъяренной медведицы, тем более белой! Врешь ты все! – и продолжил, обернувшись к своим товарищам, - Вы чего уши развесили? Этого просто не может быть! У него даже шрамов нет!

Алексей невозмутимо посмотрел на сердитого Пану, усмехнулся и произнес:

- А кто тебе, парень, сказал, что я от нее убежал?

И в полном молчании, не глядя на опешивших ребят, вышел за дверь. Больше они его никогда не видели.

Когда они, несолоно хлебавши, вернулись домой, Прокопий рассказал отцу о странной встрече у старого зимовья. Афанасий странно посмотрел на сына, пробормотал что-то вроде: вернулись живыми и ладно. И только позже он узнал, что то зимовье сгорело за год до того, как они с друзьями там побывали.

Я выделила красным кружком примерное местонахождение Соинги. Слишком много комментариев было в предыдущих статьях, мол, автор не знает географии и вообще все врет, не может быть рядом тундры, тайги и гор. Карта с ресурса Яндекс
Я выделила красным кружком примерное местонахождение Соинги. Слишком много комментариев было в предыдущих статьях, мол, автор не знает географии и вообще все врет, не может быть рядом тундры, тайги и гор. Карта с ресурса Яндекс