Краудшифтинг – слово-то какое мерзопакостное! Фандрэйзинг и краудфандинг из той же серии, что по смыслу, что по звучанию. Хотя выбор английской терминологии здесь вполне понятен и оправдан теми, кто этим пользуется. Например, фраза “Группа Кровавые гланды проводит краудфандинговую кампанию для выпуска нового альбома” звучит солидно и совершенно иначе по сравнению с “Группа Кровавые гланды попрошайничает и клянчит деньги на новый альбом”. А ведь это одно и то же.
Вот честное слово, не понимаю. Это явление пришло с Запада, как обычно, но самое интересное в том, что в западной рок-тусовке оно абсолютно не распространено. Я по работе ежедневно просматриваю десятки новостей на американских и европейских рок-сайтах, и за четыре с половиной года сообщения о сборе средств мне попадались всего два раза!
Зато наши сайты пестрят новостями подобного рода. Оно и понятно, надо же сколотить бабла, поэтому пихаем обращение к фанам куда только возможно. Этим грешат не только начинающие и молодые команды, но даже самые-самые гранды! Алиса, Чайф, Борис Гребенщиков! Это как вообще?!
Пытаюсь понять их посыл. Люди, дайте нам денег, и мы запишем новый альбом. А вы гарантируете, что он нам понравится? Одно дело, когда голодный артист из кожи вон лезет, чтобы создать шедевр и продать его, и совсем другое, когда еще палец о палец не ударил, а деньги уже получил, и теперь их надо как-то отработать. А мотивация уже не та, и сытое брюхо к работе глухо.
По-моему, краудфандинг низводит высокое искусство до уровня обычных товаро-денежных отношений. И новый альбом в данном случае – это не выстраданный в творческих муках крик души, а самый обыкновенный товар, как трусы или колбаса.
А теперь давайте посмотрим, сколько стоит записать альбом. На сайте Planeta Борис Борисович пишет: “Четыре года назад мы объявили сбор денег на запись и собрали фантастическую сумму — более 7 миллионов рублей. С помощью этих денег мы записали песни для двух альбомов и двух мини-альбомов”. Считайте сами. На новый альбом он планировал собрать 2, 5 миллиона, но получил почти в два раза больше.
Ладно, я не собираюсь считать чужие деньги, просто хочу понять, почему наши российские музыканты так любят халяву. Ведь по сути, если разобраться, краудфандинг – это халява. Замаскированная иностранным словом, завуалированная, но халява. Тот же БГ, сидя на карантине в Лондоне, так и не избавился от этого исконно русского качества.
Некоторые могут мне возразить: записываться в России и на Западе – это две большие разницы, как говорят в Одессе. Отвечу: в приличных американских студиях ценник редко превышает 10 тысяч долларов. Погуглите, если не трудно. Да, у всех цены разные, но средний именно такой. Предвижу еще одно возражение: самый лучший саунд делают только в Лондоне! Ну-ну. Давайте посмотрим лондонскую студию KORE. Я специально сделал скрин, на котором хорошо видно, кто записывался в этой студии – немало известных имен.
А вот и ссылка на материал на их сайте, который так и называется: “Сколько стоит записать альбом” с той же цифрой, только в фунтах. 8000 фунтов – это примерно 10000 долларов и будет. На наши деньги 700 тысяч. В Лондоне, друзья мои, в Лондоне! Округлим до миллиона и добавим еще столько же на прочие расходы. Итого два. А группа Алиса на альбом “Посолонь” собрала 17 с половиной миллионов рублей. Хотя надо отдать должное Константину Кинчеву – он прямо заявлял, что хочет заработать. Только это не заработок, а халява. Выстрадай новую музыку, запиши, продай, и все, что останется – это заработок. А краудшифтинг, фандрэйзинг и краудфандинг – это позорная, унижающая музыкантов и их поклонников халява.
А вы что об этом думаете?