Найти тему

Благотворительность в дореволюционной Казани. Часть 3

Традиционно мечеть была не только местом исполнения культа, но и центром общественной жизни татарского социума. Мечеть всегда была, есть и будет местом социальным, важным для многих (не только религиозных) отраслей жизни общества. Поэтому сегодня снова можно утвердить мечети некоей точкой сборки татарской нации, в которой пересекаются религиозные, социальные, культурные, образовательные и экономические вопросы.

Большое значение в связи с этим играет и роль имама мечети. Ведь имам в современной мечети — э то не просто администратор, который принимает решения о том, чтобы богослужения проходили по правилам и вовремя. В общем-то, только этими проблемами имамы никогда и не занимались. Если обратиться к истории татарского народа, то мы увидим, что в мечетях, которые были центрами жизни общин, имамы выполняли роль лидеров сообществ.

Ризаитди́н  Фахретди́н
Ризаитди́н Фахретди́н

К сожалению, сейчас эта традиция разрушена, и многие прихожане мечетей просто не знают, как раньше была устроена приходская жизнь, и что такое махалля. Единственные, кто сейчас может донести людям информацию о том, что у нас была система махалли, рассказать о том, как она функционировала, — это имамы. Ведь имамы имеют непосредственный контакт с населением, причем с разным населением. Соблюдающие мусульмане приходят в мечеть на жомга намаз и на другие намазы, и во время проповедей имамы могут рассказать об истории ислама у татар.

Шигабутдин Марджани
Шигабутдин Марджани

Но помимо соблюдающих мусульман в мечеть часто приходят и те, кого принято называть этническими мусульманами. Они обращаются в мечеть по разным вопросам, и имамы тоже должны вести просветительскую работу среди этой группы населения. Кроме того, на мой взгляд, имамам надо чаще покидать мечеть для того, чтобы больше общаться с населением: устраивать встречи с людьми, ходить в школы и на предприятия. Конечно, для того чтобы вести такую просветительскую работу, имамы должны сами быть хорошо образованы.

Кул Шариф
Кул Шариф

Поэтому в исламских учебных заведениях студентам (будущим имамам) необходимо подробно рассказывать не просто об истории ислама у татар, но и о социальной истории татарского ислама, то есть о том, как была выстроена общественная жизнь вокруг мечетей, о жизни махалли, о ее благо творительной работе. То есть, это должен быть практически прикладной предмет. Сегодня имамы должны прилагать максимальные усилия для участия в жизни татарского народа, пропаганды мусульманских ценностей и помощи в решении существующих социальных проблем.

 Галимджан Баруди
Галимджан Баруди

Спектр социальных проблем современности очень широк — от сохранения и развития татарской культуры и татарского языка до помощи нуждающимся. Рецепт сохранения татарской нации достаточно прост: ислам, татарский язык и махалля.

  • Ислам — это духовно-нравственная основа татарского народа, которая поддерживает высокую веру, моральные принципы в обществе, семейные ценности и особое мировоззрение.
  • Татарский язык — это культурный инструмент выражения менталитета татарского народа, это язык проповедей и религиозных книг, литературы, театра, СМИ, кинематографа и образования.
  • Махалля — это социальный каркас татарской нации, пусть она и будет носить экстерриториальный характер, но у народа должна быть своя социальная организация, которая поддерживает ощущение единства, взаимопомощи и понимания друг друга.

Для того чтобы быть мусульманином, достаточно признать это словом и сердцем в надежде, что Всевышний примет нас как своих последователей. Однако совесть мусульманина не может быть спокойной, если он будет сидеть сложа руки. Так или иначе у него возникнут вопросы, он начнется глубже интересоваться своей религией и, начав соблюдать ее, не сможет стоять в стороне от решения тех социальных проблем, которые сегодня существуют. Сегодня татарские мусульмане должны предложить не просто социальную доктрину ислама, но и пример того, как последователи религии Пророка Мухаммада (с. а.в.) на практике в состоянии изменить социальную обстановку даже такого сложного общества как наше. Исторический момент требует от нас этого, и мы не имеем права это проигнорировать.

Валиулла Якупов
Валиулла Якупов

Статья из книги "Благотворительность- ключ к счастью" Автор статьи Илдар Баязитов - Председатель Совета благотворительного фонда "Ярдэм"

Илдар Баязитов - имам-хатыб казанской мечети «Ярдэм»
Илдар Баязитов - имам-хатыб казанской мечети «Ярдэм»