Очередь, блат, дефицит, спецзаказ – эти слова для современного человека мало что значат, но ещё недавно ими можно было описать целую эпоху. Пустые витрины магазинов, километровые очереди за продуктами… Жизнь советского человека и очередь казались понятиями не разделимыми. Стояли всегда. Стояли за всем – за продуктами питания и за одеждой, за книгами и за искусством, за мебелью и за квартирами. В очередях проходила жизнь граждан.
Как в богатейшей стране с огромными человеческими и производственными ресурсами могла возникнуть нехватка продуктов питания и товаров народного потребления? Кто создал искусственный дефицит продуктов? Почему в 50-х годах полки магазинов буквально ломились от всевозможных деликатесов, и куда потом всё это делось? Давайте разбираться.
Продуктовое изобилие 50-х годов
В начале 50-х годов Советский Союз начал постепенно оправляться от Великой Отечественной войны – строились новые дома, возрождалось сельское хозяйство, удалось даже отказаться от продуктовых карточек. Голода в стране уже не было. Среднестатистическая семья могла вполне достойно существовать на зарплату. Без изысков, конечно, но все были накормлены. А с приходом к власти Георгия Маленкова магазинные прилавки наполнились деликатесами отечественного производства: консервы из камчатского краба, балтийские шпроты, чёрная икра и шоколад манили людей из-за стеклянных витрин столичных универмагов.
А всё благодаря разрешению Маленкова расширить приусадебные участки в 5 раз и снижению налога на землю в 2 раза. Осчастливленные колхозники, а в те годы более 50% населения проживало в деревнях, быстро заполнили склады и прилавки продуктами.
Приход к власти Хрущёва кардинально изменил сложившуюся ситуацию.
Царица полей Кукуруза!
В 1956 году на 20 съезде КПСС постановили, что сельское хозяйство отходит на второй план, а всё внимание необходимо сосредоточить на тяжёлой промышленности. Основные мощности страны были брошены на гонку вооружения и развитие технического прогресса.
А ещё был экономический эксперимент Никиты Хрущёва, который едва не погубил полностью сельское хозяйство в стране. В частности, его попытка сделать кукурузу основной зерновой культурой в стране, фактически – вторым хлебом. Уж очень ему понравился опыт американских коллег. Тысячи гектаров лучших полей были отданы под кукурузу в ущерб другим сельскохозяйственным культурам. Так, из-за «второго» хлеба появились большие проблемы с первым. Сначала стали расти цены на муку, затем возникла её нехватка, а после и вовсе пришлось закупать зерно за рубежом. Хлеб и другие продукты значительно подорожали, а потом и вовсе пропали с прилавков. Парадоксально, но в то же время доходы советского человека стали расти. В 60-е годы прошлого века значительно выросла цена на нефть, отсюда, как следствие – выросли зарплаты. Люди, наконец-то, могут позволить себе не экономить каждую копейку. Только вот покупать им нечего – товаров катастрофически не хватает. Плановая экономика, рассчитанная сразу на пять лет вперёд, не способна была быстро отреагировать на потребительский ажиотаж и подстроиться под ситуацию. Предложение не успевало за спросом. А ещё был Госплан. Именно это орган власти «планировал» где, кому и что может понадобиться в нашей огромной стране. Однако региональные и территориальные особенности этот план учитывал слишком поверхностно или не учитывал вовсе. Так, где-нибудь в Таджикистане, в отдалённом кишлаке могли годами продаваться мужские костюмы-тройки, за которые в столице отдали бы любые деньги.
Так и возник печально известный Дефицит. Тридцать лет магазины при коммунистической власти оставались пустыми.
Только в одни руки!
В начале 80-х годах вернулись продуктовые карточки. «По просьбам трудящихся», – сказали в ЦП КПСС. Чтобы не вызывать у народа ассоциации с голодными военными годами, их назвали талонами. Но суть их от этого не изменилась.
Это было уже третье возвращение карточек на еду в истории России, и каждый раз оно приходилось на самые трагические и переломные моменты для нашей страны: первый раз – в 1917 году, второй – в начале Великой Отечественной войны.
Сначала по талонам выдавали колбасу, сливочное масло, мясо. Затем к этому перечню добавился сахар и греча, а после – яйца, чай, растительное масло и даже соль.
Талоны полагались всем членам семьи. Исключение составляли талоны на спиртное, которые ввели в обиход с принятием в 1985 году «сухого закона». Несовершеннолетним их не давали, а вот взрослым полагалась одна бутылка водки и две бутылки вина ежемесячно. В те годы даже трезвенники-язвенники отоваривали «алкогольные» талоны, ведь «огненной водой» можно было рассчитаться за мелкий ремонт, а то и вовсе перепродать втридорога.
Апогеем талонной системы стало введение карточек на непродовольственные товары первой необходимости, и даже табачные изделия. Мыло, спички, порошок – всё строго по норме и только если есть необходимая «бумажка».
Нехватку курева народ переживал намного мучительнее. Если «сухой закон» предприимчивые жители нашей страны научились легко обходить, вспомнив навыки самогоноварения и освоив бартер, то отсутствие сигарет закончилось «табачными бунтами» по всей стране.
В это же время повсеместно расплодились, так называемые, «блошиные» рынки и «барахолки». При полном отсутствии товаров на полках магазинов, на таких рынках можно было приобрести практически всё: от продуктов питания до импортных спортивных костюмов, от дефицитных книг до ковров.
В очереди встретились, полюбили, поженились…
Очередь возникает тогда, когда спрос превышает предложение. Спрос-то в Советском Союзе был, да ещё и какой, а вот с предложением дела обстояли сложнее. Тотальный дефицит породил многочасовые и многокилометровые очереди. Порой люди, увидев столпотворение, занимали очередь, даже не подозревая, за чем именно они стоят. Советский человек привык стоять в очередях: здесь знакомились, заводили дружбу, встречали свою любовь. Общая цель объединяла, делала ближе друг к другу. Здесь делились новостями, обсуждали проблемы, общались, сплетничали. В принципе, всё то же самое, что делают обычные люди по вечерам, только не за кухонным столом, а в длинных очередях. Вот такой «досуг» был у советского гражданина. При этом, отстояв огромную очередь у вас не было гарантии покупки заветного товара – после нескольких часов, а то и дней в «строю» можно было уйти с пустыми руками.
Иметь в друзьях или родственниках, к примеру, заведующего магазином, было несказанной удачей, ведь он мог «достать» из-под прилавка дефицитный товар.
Советский человек должен был проявить чудеса изобретательности, чтобы «достать» необходимый товар. А зачастую, ещё и с огромной переплатой, потратив кучу времени и нервов. Холодильник или югославскую «стенку» именно «доставали», а для этого нужен был «блат» – как раз-таки полезные связи и знакомства. Наверняка в вашей семье есть свои истории и байки о том, как «доставали» дефицитные путёвки в санаторий, книги Александра Дюма, кожаные туфли или символ «роскоши» – хрусталь.
Пустые магазины, товары по талонам, бесконечная гонка за неуловимым дефицитом – целая эпоха в истории нашей страны, канувшая в Лету. Но она оставила отпечаток в памяти каждой семьи.
Сегодня прилавки супермаркетов буквально ломятся от продуктов: сыры и колбасы, мясо и молочка, фрукты и овощи – всё в изобилии и без очередей, а знаменитые советские марки, такие как «Мишка на Севере», торт «Киевский», напиток «Байкал», плавленый сырок «Дружба» снова в почёте. О таком человек эпохи правления коммунистической власти мог только мечтать.