В 1633 году в Риме состоялся процесс, после которого Галилео Галилей остаток жизни провел под строжайшим надзором. Его публичное оправдание прозвучало только почти 360 лет спустя. Вся жизнь великого ученого сегодня кажется историей борьбы за право поставить Солнце в центр мироздания.
Гелиоцентрическая система
Активные занятия астрономией, результаты которых насторожили церковь, Галилей начал в 1610-х годах, после того как сконструировал собственный телескоп. Много времени он посвящал изучению звездного неба, и в частности наблюдал фазы Венеры. В результате Галилей пришел к выводу, что это явление отвечает гелиоцентрической, а не общепринятой геоцентрической модели Вселенной.
Эти астрономические наблюдения, а вернее умозаключения, к которым пришел ученый, вызвали недовольство со стороны теологов. Галилею советовали ограничиться описанием Луны и спутников Юпитера, а не делать выводы о строении мира. Встревоженный ученый решает ехать в Рим за более серьезной поддержкой.
В столице Галилей знакомится с кардиналом Маффео Барберини, который очень высоко оценивал открытия и заслуги ученого. Позже Барберини окажется ключевой фигурой в процессе над «еретиком».
Галилей вернулся во Флоренцию, считая, что поездка прошла удачно. Но уже тогда инквизиция начала изучать его астрономические труды, пока только уточняя, насколько верны сделанные выводы.
Коперник под запретом
В начале 1616 года его вызвали к инквизитору — кардиналу Беллармино — для обсуждения системы Коперника и ее ложности. Тогда инквизиция ограничилась предписанием: Галилею было запрещено описывать или обсуждать учение польского астронома. Труд Коперника «Об обращении небесных сфер» был включен в Индекс запрещенных книг «до исправления». Правда, ересью эта работа объявлена не была.
В 1623 году очередным папой римским стал уже упоминавшийся кардинал Барберини — он принял имя Урбана VIII. Человек прекрасно образованный и просвещенный, он дал надежду на то, что теперь инквизиция перестанет быть столь строгой. Но для Галилея это оказалась всего лишь надежда.
Недовольство нарастает
Поводом к началу очередного процесса инквизиции против Галилея стала публикация книги ученого «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Фактически она была напечатана в обход цензуры — ссылаясь на различные обстоятельства, Галилей не представил на проверку полный текст. А цензоры, не особенно вникая, допустили труд к печати по фрагментам.
На фоне обострившихся политических проблем папе римскому надо было укрепить свою репутацию «охранника католической веры», и «Диалоги» дали повод начать показательный процесс.
В 1632 году для рассмотрения книги Галилея была образована специальная комиссия, которую курировал Франческо Барберини, кардинал, племянник Урбана VIII. Он благоволил Галилею и понимал, что обвинение ученого в ереси повлечет серьезное наказание.
В итоге комиссия все же пришла к выводу о виновности Галилея. Галилей в «Диалогах» рассматривал гелиоцентрическую систему не как гипотезу, а как истину. Этого церковь простить не могла. В октябре 1632 года Галилей получил предписание прибыль в Рим, где инквизиция готовила суд.
И все-таки она вертится?
Есть мнение, что инквизиция обошлась с Галилеем довольно жестоко. На самом деле в период допросов и ожидания приговора ученый жил в посольстве Тосканы, мог гулять, вести переписку, даже еду для него готовили повара посольства. Пытки к нему, скорее всего, не применялись: инквизиция не пытала пожилых и больных заключенных.
Среди судей, которые занимались делом Галилея, были те, которые ему явно симпатизировали. Но, несмотря на все попытки смягчить приговор, ученого признали сильно подозреваемым в ереси, в чем он и покаялся публично.
22 июня 1633 года прошло отречение. Оставшиеся годы (Галилей умер в 1642 году) ученый был под домашним арестом. Он не мог посещать большие города, принимать посетителей, инквизиция строго контролировала его.
А ставшая крылатой фраза «И все-таки она вертится», скорее всего, принадлежит все-таки не Галилею. Впервые она упоминается в хрестоматии Джузеппе Баретти, опубликованной в 1757 году.