Найти тему
Валентин Федоров

5.09. Чего хотел Победоносцев

Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

Внук дьякона, сын профессора Московского университета, Константин Победоносцев окончил императорское училище правоведения, был хорошо известен в России как ученый-правовед. Он преподавал в Московском университете курс гражданского права и написал по правоведению четырехтомный труд. Являлся почетным членом французской академии и ряда российских университетов. При императорском дворе он проводил занятия по правоведению с великими князьями, а также с наследником престола, будущим Александром III. Его суждения обладали строгой логикой, он ясно мыслил, четко излагал свои мысли, никогда не кривил душой, не лицемерил, был честен и неподкупен. К тому же он обладал удивительной способностью убеждать людей, в том числе государственных деятелей, в правоте своих взглядов и суждений, в необходимости руководствоваться его выводами и рекомендациями. Его можно было не любить, но его нельзя было не уважать.

     Победоносцев имел философски обоснованную, четко осмысленную систему государственного устройства России и управления ею. Его философия заключалась в признании приоритета силы инерции в жизнедеятельности общества, ее он считал основной положительной силой, необходимой для благосостояния общества, страны. Реальными воплощениями силы инерции Победоносцев видел самодержавие царя и Русскую церковь. Православие являлось идеологической основой самодержавия, цементом, способным скрепить империю. Вместе с тем, Победоносцев видел, что русское православие само одряхлело, в него необходимо было вдохнуть новую жизнь. Сделать это, по его мнению, могла церковноприходская школа. Церковь и неразрывно связанная с ней школа вместе спасут народ от невежества, дикости нравов, разврата, а вместе с тем от возмутительных, опасных стремлений народа к свободе и конституции.

     Исходя из этой стратегии, Победоносцев считал создание церковноприходских школ под эгидой синода и замену ими светских школ одной из главных практических задач своей жизни. И упорно стремился решить ее с первых дней царствования Александра III. Уже 3 марта 1881 года, на третий день после гибели Александра И, Победоносцев пишет молодому царю письмо, более похожее на указание учителя ученику: «Простите, Ваше Величество, что не могу утерпеть и в эти скорбные часы подхожу к Вам со своим словом: ради Бога, в эти первые дни царствования, которые будут иметь для Вас решительное значение, не упускайте случая заявлять свою решительную волю, прямо от Вас исходящую, чтобы все слышали и знали: «Я так хочу!» или «Я не хочу и не допущу!».

     Это был прямой призыв к самой что ни на есть самодержавной форме правления, в то время как предшественник, Александр II, уже было отказался от нее и исподволь готовил для страны конституцию.

     В правительстве у Победоносцева было два идейных врага: председатель кабинета министров Лорис-Меликов и министр народного образования Сабуров. Их надо было свергнуть. В письме Александру III от 6 марта 1881 года Победоносцев, как учитель ученику, дает указание: «Не оставляйте графа Лорис-Меликова. Я не верю ему... Сабуров не может быть далее терпимым на (данном) месте, в ожидании прочного назначения есть возможность поручить управление (министерство образования) Делянову...». Император, как послушный ученик, выполняет указания Победоносцева, в результате чего Лорис-Меликов подает в отставку, а Сабурова просто увольняют. Новым министром народного образования, хотя и не сразу, назначают Делянова, который смотрит в рот Победоносцеву и осуществляет все его пожелания.

     Победоносцеву как правоведу важно юридически укрепить своим позиции и расчистить поле для дальнейшего продвижения к стратегической цели. Константин Петрович собственноручно и единолично, втайне от кабинета министров, пишет от имени императора манифест, который, по его заверению, Александр III, а также «вся Россия ждет и примет с восторгом, кроме безумных людей, ожидающих конституции». Манифест без предварительного ознакомления с ним членов кабинета министров был опубликован в газете 29 апреля 1881 года. Его главная мысль - твердое намерение государя сохранить самодержавие.

     Затем следует важная финансовая акция, обеспечивающая реализацию идеи Победоносцева: по его ходатайству император забирает из бюджета министерства народного просвещения 55 500 рублей и передает их святейшему синоду на устройство и содержание церковноприходских школ. Крупное финансовое вливание позволило осуществлять деятельность этих учебных заведений.

     Победоносцев шел дальше. В июле 1884 года по его инициативе и согласно императорской воле были изданы так называемые правила о церковноприходских школах, на основании которых все церковноприходские школы, а также светские школы низшей ступени (грамоты), передавались под управление церкви. Были упорядочены структура школы и программы обучения. Церковноприходские школы подразделялись на двухлетние и четырехлетние. Занятия в них проводили священники или же светские учителя из выпускников духовных учебных заведений, утвержденные епархиальным архиереем. В любом случае общий контроль осуществлял священник. 

     В низших школах обучали чтению церковнославянского и русского текста, письму, начальному счету, церковному пению, в голосе закону Божьему. В приходских школах программа была несколько шире, здесь кроме перечисленного выше преподавались начальная арифметика, доводились некоторые сведения из истории церкви и России. Во всех школах закон Божий являлся основной учебной дисциплиной. Далее шли православный катехизис и объяснение богослужения.

     Все управление школами, естественно, формировалось и осуществлялось под руководством синода. При самом синоде был создан училищный совет, а при епархиях - епархиальные советы. Практически все члены советов были из духовенства. В состав епархиального совета входил один представитель министерства просвещения. В уездных отделениях совета заседал инспектор народных училищ, представитель от земства или чиновников. Епархиальный архиерей мог по своему выбору пригласить в совет по одному члену от земского уездного собрания и от городского общества. Количество народных школ год от года возрастало. Согласно отчету обер-прокурора святейшего синода, в 1908 году насчитывалось 26 097 церковноприходских и 13 650 низших школ. На их содержание в 1907 году было израсходовано 1 006 509 рублей из казенных (государственных) поступлений по смете синода и 6 667 987 рублей из местных поступление.

     «При таких отпусках явилась, наконец, возможность придать церковноприходскому образованию должную стройную организацию», - с удовлетворением отмечает православный историк Н. Тольберг. То есть финансирование позволяло организовать качественный учебный процесс и получать достойные плоды просвещения. Каковы же были эти плоды? Прежде всего с точки зрения достижения намеченных Победоносцевым стратегических целей: оздоровления общества, сплочения граждан, укрепления государства. Своеобразным ответом на эти вопросы стало письмо Победоносцеву некоего неизвестного автора, которое Константин Петрович, однако, положил в специальную папку, рассчитанную на многолетнее хранение: «Дворянство ненавидит вас, как дьяконского внука, стремящегося передать духовенству оставшееся за дворянством право руководства народной школой в лице предводителей как председателей училищных советов. Дворянство боится, что духовенство, издавна Бог весть по каким причинам озлобленное на все дворянское сословие, воспользуется предоставляемым ему исключительным правом заведования начальной школой, чтобы передать всю ненависть к дворянскому сословию и будущему поколению крестьян. Они боятся, что тогда поджоги помещичьих имений станут гораздо чаще, потому что, по их мнению, если есть кто-либо более озлобленный против дворянства, завидующий ему, желающий сделать ему всякую пакость, так это сельский священник, который теперь еще связан контролем над школой со стороны дворянства.

     Бюрократия средней руки тоже недовольна вами за предпочтение, которое вы оказываете духовенству. Она высказывает убеждение, что духовные учебные заведения больше всех других поставляют атеистов, нигилистов и динамитчиков (террористов).

     Духовенство проклинает вас за учреждение дьяконов, отнявших у причта значительную часть доходов. Оно ненавидит вас еще за то, что по вашему приказу архиереи велят им под угрозой лишения места заводить школы во что бы то ни стало, несмотря ни на что. Зато, что теперь кроме взяток благочинным и консистории приходится еще платить взятки отцам-наблюдателям за церковноприходскими школами из боязни доносов о школах, существующих только на бумаге. Оно ненавидит вас за уничтожение белого духовенства в пользу черного, за установление пропорций для наград, за уничтожение права самим избирать благочинных, за уничтожение платы за исповедь.

     Оно уже успело сообщить о вас простому народу, когда вследствие назначения дьяконов и устройства дутых церковноприходских школ увеличило, а в некоторых местах удвоило плату за требы.

     Те из священников, которые пишут статьи о возрождении школы, подделываясь под ваши взгляды, весьма часто больше всех других вас ненавидят. Я знаю троих таких. Я знаю одного священника, до страсти преданного школе. Он 13 лет держит воскресную школу и церковноприходскую школу. Но и он жалуется на вас, потому что теперь ездит его ревизовать пьяница-священник и требует с него взятку, потому что теперь некому его поддержать, кроме того пьяного наблюдателя, так как земство отшатнулось от него, хотя раньше весьма ценило его заслуги. Все это так его огорчает, что с нынешнего года он передает эту школу пьянице-дьякону, с трудом подписывающему свою фамилию».

     В письме яркими красками была изображена истинная картина духовно-нравственного состояния Русской церкви в целом и положения церковноприходских школ.

     Это письмо Победоносцев получил в 1887 году. В том же году Константин Петрович посетил Смоленск, где навестил тяжело больного отца своей жены и здесь ему сообщили о причастности учащихся местной духовной семинарии к террористической организации «Народная воля». В доме, где они жили, полицейские обнаружили склад запрещенной литературы, в том числе газету «Народная воля», брошюры авторов- народников, биографии руководителей этой организации. Полиция раскрыла фамилии нескольких десятков террористов, их связи с московскими сообщниками.

     Такими оказались плоды духовно-просветительской деятельности церкви в Смоленске. Но разве только в Смоленске? В Петербурге на Победоносцева дважды было совершено покушение. 8 марта 1893 года молодой человек сделал в него, точнее, в окно его комнаты, несколько выстрелов, второй раз ученик духовной семинарии набросился на него с ножом. За единичными фактами стояло массовое явление - неверие российской молодежи в церковь, в ту религию, которую она проповедовала. Поток информации, получаемой Победоносцевым из епархий, позволял ему достаточно четко представлять себе всеобщую картину низкого религиозного и духовно-нравственного состояния как священнослужителей, так и народа.

     Историки отмечают, что выпускники духовных семинарий были «самым радикальным революционным элементом в сфере студенчества». Интересно признание одного из видных русских иерархов митрополита Евлогия: «Около половины семинаристов ничего общего с семинарией не имеет: ни интереса, ни симпатии к духовному призванию». Православный историк Д. В. Поспеловский как бы продолжает мысль иерарха: «Для тех, кто был в семинарии поневоле, внешне обязательное благочестие было сплошным лицемерием, вызывало раздражение, бунтарство и часто приводило к воинствующему атеизму». Как много было семинаристов-лицемеров? Согласно статистике, к 1911 году из 2148 выпускников семинарий в священники пошли 574, остальные же 1574 попали в число потенциальных атеистов и революционеров, о которых выше говорили иерарх и историк.

     Что касается просвещенности самих священнослужителей, то ее уровень в течение двадцати пяти лет также определял Победоносцев. Обер-прокурору нужен был не просвещенный пастырь, «чрезмерно-рассуждающий» о вере, а священник-требоисполнитель, то есть формально выполняющий различные религиозные обряды. Исходя из этого, Победоносцев резко ограничил количество обучающихся в духовных академиях путем введения конкурсных экзаменов для выпускников семинарий, сократил число стипендий, запретил студентам академий жить на частных квартирах. Кроме того, Победоносцев закрыл появившиеся в последние годы правления Александра II московские и петербургские «Общества любителей духовного просвещения», где вели дискуссии представители высшего светского общества и духовенства. Закрыл он также общественно-богословские журналы, дав зеленый свет изданию в огромном количестве примитивной благочестиво-назидательной религиозной литературы для народа. Одновременно он заботился о строительстве в селах красивых храмов и повышении красоты богослужения за счет совершенствования церковного пения. Традиционная обрядовая, поверхностная религиозность, по его мнению, больше способствовала укреплению самодержавия и православия, нежели глубоким знаниям Священного Писания.

     В 1905 году на престол взошел Николай II. Назначенный им глава правительства сразу же отправил Победоносцева в отставку. В мае 1908 года издательство «Шиповник» выпустило за границей брошюру А. Амфитеатрова и Е. Аничкова, в которой говорилось: «Никто более Победоносцева не содействовал падению веры в Бога среди школьных русских поколений: никто не принизил так религиозности русского народа, обратив ее в пустую, сухую, скучно и досадно требовательную государственную повинность, и формальность: никто не дал большего соблазна к бегству всех сколько-нибудь свободных умов в материализм и атеизм». Наверное, роль личности Победоносцева здесь все же преувеличена, поскольку кроме обер-прокурора были святейший синод, сенат, кабинет министров, наконец, император-самодержец, являвшийся главой церкви. Просто Победоносцев прямо, открыто и последовательно проводил ту линию на преобладание церковной власти в сфере просвещения, которую поддерживали царь, русские иерархи и другие влиятельные силы.

     В последние два десятилетия, предшествующие крушению самодержавия и Русской церкви, предпринимались некоторые попытки внести изменения в сфере духовного просвещения. Петербургская интеллигенция обратилась к синоду за разрешением проводить религиозно-философские собрания с участием представителей духовенства. Разрешение было дано, и в 1901 году состоялось несколько таких собраний. Но они, конечно, не могли изменить ситуацию в целом. Кардинальные перемены в сфере духовного просвещения предлагались в 1905 году в записках епископа о положении в церкви и необходимых преобразованиях, которые затребовал Победоносцев под занавес своего православия. Иерархи высказались за проведение реформ в системе подчиненных церкви общеобразовательных школ и богословского образования, в литургии, которую прихожане не понимают, за перевод богослужения на русский язык. Но все это так и осталось на уровне предложений, не более. Они были затем погребены под руинами рухнувшей Русской церкви.