"Раб всегда предаст" - с этим трудно не согласиться, ведь чего еще можно ожидать от человека, которого силой обратили в говорящую скотину и именно поэтому рабами никогда не доверяли оружие (римские гладиаторы не в счет - большей частью это были свободные люди, на время игр продававшие себя в рабство), но и из такого правила есть исключение в виде боевых холопов Русского царства.
Своим возникновением русские боевые холопы обязаны монголо-татарскому нашествию, в котором активное участие принимали нукеры - дружинники монгольской аристократии. Готовясь к освобождению от монголо-татарского ига, русские перенимали многое у завоевателей, в том числе и отряды нукеров, формировавшиеся из подневольного населения.
Секрет существования и высокой эффективности боевых холопов заключался в особенностях их комплектования: в боевые холопы набирали обельных и старинных холопов (тех, кто стал холопом уже навсегда и тех, кто был им рожден), что снимало вопрос верности - боевой холоп был до гроба благодарен хозяину за то, что он вытащил его из грязи в люди и был готов идти за него и в огонь, и в воду, да и трофеи никто не отменял, кроме того, в 1558 году Иван IV Грозный разрешил записываться в боевые холопы разорившимся дворянам, в результате чего боевые холопы вплоть до XVIII века составляли значительную часть русской армии.
Как таковые, боевые холопы не представляли собой единого целого, делясь на обозных холопов - тех, кто обеспечивал тыл господина и послуживцев - тех, кто непосредственно принимал участие в боях. Социальный статус боевых холопов в Русском царстве был уникален, ведь они занимали промежуточное положение между крестьянством и дворянством, оставаясь при этом рабами. Хозяин распоряжался их судьбами по своему усмотрению и мог проиграть, продать, подарить, высечь или убить своего вооружённого слугу, другое дело что подобные случаи происходили крайне редко, ведь обиженный хозяином боевой холоп мог сделать все, чтобы первый погиб в бою, к тому же с XVII века среди боевых холопов массово распространилось огнестрельное оружие.
Со временем боевые холопы стали составлять большую часть поместной конницы, верную только своему господину, но никак не царю, которые познали на себе всю силу боевых рабов. Первый русский император Пётр I не стал терпеть частных дружин и одним росчерком пера в 1723 году покончил и с боевыми холопами, и с институтом холопства (рабства), после чего послуживцы стали полноценными солдатами русской армии или ушли в казаки, а обозные холопы доживали свой век в должностях денщиков и адъютантов.