Приветствую вас на моем канале, дорогие читатели! Обычно всем нам нравятся реальные истории, происходившие с великими людьми. В этих историях обнажается вся правда ушедшего прошлого. Сегодня - именно такой рассказ об уже знаменитом Илье Ефимовиче Репине и молодом, только входящим во славу, Маяковском.
Эта история произошла в 1915 году в дачном поселке Куоккола под Петроградом, где отдыхал Корней Чуковский. Наискосок от его дачи стояла знаменитая дача "Пенаты" Ильи Ефимовича Репина. В Куоккалу приехал и молодой Маяковский, ему тогда только шел 23-й год. Он стал приходить в дом Чуковского читать свои стихи перед публикой.
Отношение к Маяковскому и к футуристам в целом было сложным, дело доходило до громких споров и даже ссор. Опасаясь этого, Корней Иванович нарочно не приглашал на эти встречи Репина. Однако в одно из воскресений, когда поэт уже с пафосом начал читать свои стихи, тихо вошел Илья Ефимович с дочерью.
Пока он прошел на свободное место, откланялся на приветствия, он невольно оттянул внимание на себя. Пылкому Маяковскому было трудно сдерживаться, он сердито замолчал и едва дождался, пока вошедшие сядут. Репин попросил продолжать, а его дочь шепнула Чуковскому: "Лучше бы не надо".
Репин всегда любил поэзию. Он жадно слушал классику, но как примет стихи Маяковского, было неясно, ведь был он уже человеком пожилым, из 60-х годов. Новаторство Маяковского может его шокировать и показаться кощунством! Так в напряжении размышлял Корней Иванович.
Передовая молодежь уже любила Маяковского, но люди старого поколения в большинстве относились к его новаторству даже враждебно: они считали, что он разрушает традиции былого искусства. Непривычная форма его своеобразной поэзии отпугивала от него стариков.
Маяковский читал поэму "13-ый апостол" (ныне "Облако в штанах"). Все ждали от Репина грома и молний, но вдруг он восхищенно сказал: "Браво, браво!" Попросил читать еще, снова восхищен. Закричал: "А темперамент, а темперамент каков, а?" Не в силах унять волнение, сказал Маяковскому:
— Я хочу написать ваш портрет! Ваши вдохновенные волосы! Приходите ко мне в мастерскую.
Такая честь выпадала немногим. Это было самое приятное, что мог сказать Репин. Он взял Маяковского под руку и на прощание сказал ему:
— Вы на меня не сердитесь, но, какой же вы, к чертям, футурист!.. Вы что ни на есть реалист.
Через несколько дней Репин зашел к Корнею Ивановичу снова и увидел рисунки Маяковского. Тогда он настойчиво высказал свое мнение:
— Самый матерый реалист. Чертовски уловлен характер.
У Чуковского хранилось множество рисунков Владимира Владимировича. В те годы тот рисовал без конца и тут же раздавал рисунки. Когда Маяковский пришел к Репину, Илья Ефимович опять похвалил его рисунки и опять повторил:
— Я напишу ваш портрет!
— А я ваш, — отозвался Маяковский и мгновенно, тут же, сделал с Репина несколько моментальных набросков. Они тоже вызвали у того одобрение:
— Какое сходство!.. И — не сердитесь — реализм!
Это был июнь 1915 года. Для портрета поэта Илья Ефимович приготовил холст, выбрал нужные кисти, и вот в назначенное время поэт пришел к нему позировать. Увидев его, Репин чуть не лишился чувств: "Ой, что вы это с собой сделали? Где ваши вдохновенные волосы?" Оказалось, Маяковский по дороге к нему специально зашел в парикмахерскую и обрил наголо свои "вдохновенные" волосы.
Его портрета Илья Ефимович Репин так и не написал.
Дорогие читатели, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!