Найти в Дзене

СПАС МЕДОВЫЙ – праздник НАРОДНЫЙ или ХРИСТИАНСКИЙ? Языческие обряды на медовый Спас в народной традиции.

Ведь сами праздники "Спасы", как и обряды и поверья к ним приуроченные, уходят своими корнями в глубокую древность.
Народные праздники «Спасы» имеют языческие корни, древних празднеств урожая и чествования богов плодородия.
Оглавление

Скоро большой праздник, отмечаемый издревле на Руси! По новому стилю он на 14 августа приходится! Называли его по-разному и «Медовый Спас», и «Спас на воде», «Мокрый Спас», «Спасовка», «Лакомка», и «Медовый праздник», «Пчелиный праздник».

В христианской традиции в этот день Церковью отмечается искони праздник «Происхождения Честных Древ Креста Господня». «Спас» же название скорее... народное. И вот почему...

Владимир Абрамович "МЕДОВЫЙ СПАС"
Владимир Абрамович "МЕДОВЫЙ СПАС"

Всего «Спасов» на Руси отмечают три: Медовый (мокрый), Яблочный, Хлебный (Ореховый).

Нина Алимасова "Яблочный Спас"
Нина Алимасова "Яблочный Спас"

Происхождение названия «Спас» ныне верующие люди связывают с Иисусом Христом, которого также называли Спасителем.

Но в народных обрядах этих дней на самом деле Христу места нет!!!

Вера Павлова "Яблочный Спас"
Вера Павлова "Яблочный Спас"

Ведь сами праздники "Спасы", как и обряды и поверья к ним приуроченные, уходят своими корнями в глубокую древность.

Народные праздники «Спасы» имеют языческие корни, древних празднеств урожая и чествования богов плодородия.

С приходом на Русь христианства, понимая, что языческие праздники из души славянина с корнем не вырвать, служители новой религии просто совмещали их с какими-то церковными праздниками, которые народ осмыслял по-своему.

-4

В городах и селах христианизация породила двоеверие на Руси: христианские верования смешались с языческими обрядами. Христианские святые смешались с языческими богами.

Федот Васильевич Сычков "Базар"
Федот Васильевич Сычков "Базар"

Август месяц дает людям щедрые дары, которые потом кормят людей в течение целого года.

И «Спасы» это не только «спасение» в христианском смысле, но и приПАСы, заПАСы на зиму.

Фото с просторов Интернета
Фото с просторов Интернета

Со праздниками «Спасов» связано много поговорок на эту тему:

  • «Третий Спас хлеба припас»,
  • «Медовый Спас – здоровья припас»,
  • «Спас гостинцев припас».
  • «Пришёл Спас — яблочко припас»,
  • «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье».
  • «От первого от Спаса накопит и мужик запаса».

Итак, первый Медовый Спас – этот праздник совпадал со временем начала сбора мёда, отсюда и его название. Это день пчеловодов, когда пасечники заламывают (подрезывают) в ульях первые медовые соты.

"Шевченко на пасеке". Автор Борис Cердюк
"Шевченко на пасеке". Автор Борис Cердюк

В этот день считалось, что в каждой семье должен быть мёд нового урожая. Поэтому проводились медовые ярмарки.

-8
-9

Мёд на Руси ИЗДРЕВЛЕ почитали всегда за его целебные свойства и сладкий вкус.

После прихода на Русь христианства первые соты и мёд начали освящать в церкви. После освящения первого мёда в церкви пчеловоды разговлялись свежим мёдом. Дома в этот день хозяйки пекли медовые пряники, пироги с пшённой кашей и мёдом, готовили медовый квас, медовуху.

Освящение меда в церкви в наши дни. Фото с просторов интернета.
Освящение меда в церкви в наши дни. Фото с просторов интернета.

Было принято угощать в этот праздник медовым лакомством нищих. Тот, кто в Медовый Спас обойдет бедняка, не дав ему мёда, мог накликать на себя беду. «На первый Спас и нищий медку попробует».

Одаривали свежим медком также сирот, вдов, больных. В старину говорили: «Первый сот – сиротам, вдовам, больным». И щедро наливали мёд в чашки, приговаривая: «Первый Спас — лакомка».

«Слепцы», художник: А. Пластов
«Слепцы», художник: А. Пластов

По древнему поверью, каждый, кто поможет вдове или сироте по хозяйству в этот день на Медовый Спас, будет потом счастлив и благополучен в семейной жизни, обретёт прощение Свыше за свои проступки.

«В Медовый Спас во вдовий двор хоть щепку брось» – так гласит завет старины. Люди старались помочь вдовам и сиротам на Спас и в заготовке дров, и по работе в огороде, в хлопотах по хозяйству.

Видно стоит за Спасом Медовым, да за Спасом Яблочным, да Хлебным - древний культ славянского Бога Велеса, подателя плодородия, покровителя богатства и семейного хозяйства. Велес покровительствовал и пчеловодам. В лесах, в дуплах лесных пчел добывали в древности мед, а леса владения Велеса. Да и весь животные мир под его покровительством.

Бог Велес
Бог Велес

Из меда готовили в древности удивительный напиток, который открывал духовные очи, даровал вдохновение, мудрость, ведание. А Велес также Бог Мудрости, покровитель ведающих людей: знахарей, целителей, ведунов, волхвов...

"Сурица" А. Шишкин
"Сурица" А. Шишкин

Первый Спас ещё называли «мокрым», считалось, что росы в этот день обладают особой целебной силой, а вода в водоемах – очистительной силой. Поэтому в этот день чествовали воду, было принято купаться в водоёмах, чтобы изгнать хворь и очиститься от сглаза, омовение в этот день спасало от бед и болезней. Также купали и свою скотину для защиты от болезней и мора.

А ещё было поверье, что купание в этот день смывало с женщин все «бабьи грехи».

Считалось, что на Спас Медовый вода становилась святой, целебной и ценилась она не менее Громницкой (Сретенской) воды. Её набирали и берегли для особых нужд в течение года: порчу-сглаз смыть, зелье целебное изготовить.

Не иначе как Макошин день это был в древности. Макоши-Маковницы - супруги Бога Велеса. И цветок мак – её жар-цвет, который также почитался и собирался в сей день. И вода её волхованием Волшебной Силой наполнялась.

Она же дарила бабам очищение души и тела, дарила восстановление от тяжёлых полевых работ, здоровье.

Корольков Виктор "Макошь"
Корольков Виктор "Макошь"

Купанье в этот день было последним, больше никто не купался в водоемах до следующего лета. Купаться после этого дня было запрещено — можно было заболеть и даже утонуть.

  • «После первого Спаса в воду не заходят»,
  • «После Первого Спаса лошадей в реке не купают».

На крещёной Руси в этот день, стали освящать колодцы, святить воду в реках и озерах, устаивали повсеместно крестные ходы на воду. Поэтому церковь называла коротко этот праздник «Спас на воде».

«На Спаса в ердани купаться – незамоленые грехи простятся».

Этот первый день последнего летнего месяца – первые проводы уходящего лета – летнего лика Великой Богини Лады-Макоши. Начинается отлет стрижей, ласточек и журавлей – вешних птиц Великой Богини Матери.

«Ласточки и стрижи отлетают в три раза, в три Спаса».

-15

В некоторых местностях считалось, что накануне Первого Спаса ласточка в последний раз облетает деревню. А в сам Спас в некоторых губерниях дети собирались на краю деревни «просить касаток». Ребята играли в различные игры и при этом следили – не полетит ли из деревни ласточка. Увидев вылетающую птицу, они бежали следом с приговором:

«Ласточка-касатка!
А где ж твоя матка?
Где твои братцы,
Где твои детки,
Где ж твои сестрицы?
Испей Спасовой водицы!
Улетать – не отлетай,
До Спожинок доживай».

Совершив такой обычай, ребята верили, что ласточки не улетят из деревни до Спожинок (Успения) 15 августа.

  • Говорили: «Ласточка весну начинает – осень накликает!».

В некоторых местностях ещё в начале XX века отмечали первые «проводы лета», устраиваемые всеми молодыми девушками и парнями за околицею, на «выгоне», или в лугах, за речкою.

Весёлая толпа молодёжи с песнями несла наряженную куклу «Красное летечко», сделанную из новой соломы, и топит её в речке, или, разрывая на клочки, пускает их по ветру.

Меняет свой лик Великая Богиня, меняет свой лик летняя Природа на осеннюю. «Прийшов Спас – пішло літо від нас» (укр.).

-16

Грустить в этот большой праздник было нельзя, как нельзя было ссориться и ругаться бранными словами, дабы не обидеть Великую Мать в её святой день.

-17

Вторые проводы лета приурочивались к «бабьему лету», приходящемуся на первую половину сентября и отмечались ещё более широко.

Так пусть живут старые традиции на Руси и сегодня!
Пусть Медовый Спас будет отмечен не только угощением сладким медовым, но и добрыми делами!

Всем Мира, Лада и сладкого мёда!

А коли нет мёда, то обращайтесь к добрым пчеловодам, у них медка вдоволь!

-18

Автор Рада Бычкова

В сокращении глава книги Рады Бычковой "«СЛАВЯНСКИЙ КОЛОГОД. ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, ЗАГОВОРЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ЛЕТО".
===================================================
А если интересно больше и глубже узнать об обрядах, традициях, верованиях и праздниках на Руси, то более подробно Вы найдете в книгах уникального 4-х томника «СЛАВЯНСКИЙ КОЛОГОД. ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, ЗАГОВОРЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ВЕСНА, ЛЕТО, ЗИМА, ОСЕНЬ" издательства Велигор (г. Москва)

На сегодняшний день это наиболее полный и подробный календарь ВСЕХ старинных народных праздников на Руси!!!!
В основе книги лежат строго этнографические материалы, материалы по мифологии и магии XVII-XIX века и старинные народные календари-месяцесловы.
В книгах подробно описывается годовой цикл священных праздников и обрядов на Руси буквально день за днем, показывая наглядно всю их закономерность и взаимосвязанность. Начиная с обрядов вешнего очищения тела и духа, обрядов почитания Предков, и заканчивая обрядами проводов Зимы и новой встречи Весны.
В книгах Вы найдете не только обряды, но и подробное изложение традиций, поверий, обрядовых песен, игрищ, закличек, заговоров, практик народного духовного целительства, народные обрядовые куклы, … То есть полное практическое руководство жизни в Традиции по каждому дню!!!

ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ добро пожаловать на сайт издательства Велигор veligor.ru

-19
-20
-21
-22