Минские протесты резко взмутили осевшее было за лето болото политической журналистики. Пишут много, рьяно и различно. Как обычно: кому попа, кому попадью, а кому и попову дочку, не достигшую возраста согласия =) Меня же эта тема затронула последним эфиром на Серебряном Дожде, в котором обычно резкие вопли либеральных ведущих были слегка приглушены взвешенным голосом эксперта (Евгений Минченко himself) и сдержанным ропотом народного негодования как раз по поводу тех самых либеральных воплей.
Итак, что надо заметить по сути. Пока нет очевидных и неоспоримых фактов того, что Лукашенко проиграл эти выборы. Возможно (я допускаю это без всякой иронии) что Лукашенко выиграл с гораздо меньшим преимуществом, чем 80%, и даже возможность второго тура. Но пока нет данных, которые позволяют об этом говорить. В то время как протестующие пошли бунтовать сразу, как только узнали, что Тихановская не победила.
Я не хочу здесь сильно останавливаться на личности Тихановский. Замечу лишь, что она вступила в предвыборную гонку, имея мужа в застенках гестапо Лукашенко, и заранее могла предвидеть и просчитать все те неприятности, которые могут случиться с мужем в случае ее победы либо набора очков. То есть у ее противника был заложник, а у нее заложника не было. Честная игра здесь могла быть только в поддавки, она на них не пошла, и получила по полной. В итоге та самая логика обстоятельств по тов. Сталину оказалась сильнее логики намерений. Пенять на нее — то же самое, что и пенять на дождь, который пролился из тучи, а ты наперекор судьбе не взял зонтик =)
Но, не останавливаясь на личности Тихановской, нельзя отметить тот четкий образ, который был выстроен с помощью СМИ. Итак, что мы имеем? Абсолютно положительная домохозяйка продолжает дело мужа, который попал под колеса жернова абсолютизма. Не правда ли, весьма знакомый образ жены декабриста, готовой помочь мужу любыми средствами? Именно на этом и сыграли те, кто готовил эту медиа-мизансцену. Образ должен быть узнаваем!
Итак, жена декабриста бросается за ним в Сибирь предвыборную гонку, сплачивает вокруг себя какую-никакую, но оппозицию, выступает мало (а то не дай бог что ляпнет), но деловито; ее поддерживают другие жены декабристов олигархов, ранее сбежавших с корабля предвыборной гонки, почуяв неладное раньше других. Она становится лицом этой оппозиции. Заметьте, лицом оппозиции становится не жена какого-нибудь декабриста олигарха Виктора Бабарико, который спокойно поедает себе икорку на пляжах Майами-Бич, но жена блогера-правдоруба, а ныне олигарха декабриста Сергея Тихановского. То есть простую бабу простого блогера-предпринимателя подставили под молотки более умудренные соратники по ремеслу ;)
По сути протестов можно заметить, что, в отличии от предреволюционной ситуации 1917 г. в Российской Империи, народу Белоруссии есть что терять, кроме своих цепей. И непонятно, считать ли программистов (которые обеспечивают почти 6% ВВП), частью пролетариата, поскольку они являются собственниками своих средств производства. Скорее нет, чем да, как говорит нам логика. IT-сектор делает из пролетариев буржуа, и в этом суть обманной стратегии капитализма, если перефразировать мысль Ильфа и Петрова почти столетней давности ;) Но это все ремарки и отсылки. Давайте же поговорим о главном.
Либеральные СМИ часто упоминают о том, что у протестов в Белоруссии нет центра, из которого все регулируется и управляется. Но это все, конечно, обман. Это сродни народной поговорке «вылезли, как грибы после дождя». Проблема в том, что человек не видит грибницу, но вполне ощущает дождь. Поэтому у него может сложиться ощущение, что грибы растут ОТ дождя; ровно так же как средневековые ученые думали, что лягушки рождаются ИЗ болота, а черви — ИЗ земли. Не буду описывать эксперимент — именно, я замечу — проведенный в 17 веке эксперимент, согласно которому мышь рождается из горсти зерна и пары грязных рубашек.
Проблема журналистов из либеральных СМИ сродни проблеме средневековых ученых. «Если мы чего не видим, то этого нет». И тогда мы будем искать грязные рубашки лидера, а не найдя их, заявим, что у протеста лидера и вовсе нет. Но если нет иерархической системы (прямой схемы управления), это не значит, что отсутствует косвенная. Косвенная система управления, описанная десятки лет назад, превосходно ныне реализуется через социальные сети. Суть ее в том, что через 2-3-4 широко известных в узких кругах источника распространяется мессидж о том, что «сегодня протестующие собираются в районе стеллы», хотя до этого сообщения ни один протестующий даже и не думал о том, что он куда-то собирается. Но, теперь, услышав, он точно понял, где будут остальные, и пойдет именно туда.
В этом и суть безструктурного управления. Достаточно создать необходимо минимальное количество источников «слухов», чтобы они перекрывали аудиторию друг друга, как начинает формироваться «слуховой резонанс» (это уже мой термин, возможно, не очень точный), и слухи побежали по ушам лохов.
<Конец первой части>