После института устроился аналитиком в небольшую инвестиционную компанию. Генеральный директор был еще тем пройдохой — мультимиллионер с нулевой деловой этикой, ставивший деньги превыше всего. Из тех людей, кто сделает все, чтобы получить выгоду, и неважно кого придется обмануть: клиента, партнера, сотрудника. Был свидетелем, как он нагрел близкого друга своей семьей без угрызения совести.
В офисе работали двадцать сотрудников, еще двадцать на удаленном доступе. Среди коллег оказался самым продвинутым в офисной технике. Несмотря на отсутствие образования, меня назначили ответственным за решение проблем с техникой и сетями: настройка серверов, починка неисправностей и устранение ошибок, подключение сетевых устройств, настройка программ и даже обеспечение сетевой безопасность.
Они думали, что я компьютерный гений. На самом деле находил решения в гугле.
Для трудоемких и сложных задач, например, прокладка кабеля, установка оборудования, расширения локальной сети и т.д., компания нанимала внешних специалистов и консультантов. Я был тем парнем, который искал, нанимал и контролировал работу, поэтому больше вникал процесс. Со временем стал разбираться в большинстве технических вопросах.
Количество входящих в обязанности задач увеличивалось, но зарплата не становилась больше. После нескольких лет неоплачиваемой сверхурочной работы, стало понятно, что повышение и увеличение зарплаты не светит.
Мне надоело работать на директора, который обращался с сотрудниками как с дерьмом, поэтому решил работать на себя и предоставлять консалтинговые услуги. Вместо увольнения подумал, что разумно сначала сформировать клиентскую базу, пока еще получаю стабильную зарплату. Поэтому начал совмещать работу с развитием бизнеса.
По мере увеличения нагрузки стал забивать на работу в офисе. Так как был единственным, кто разбирался и управлял информационной системой компании. Обманывал босса — говорил, что решение задачи/проекта, потребует неделю, хотя выполнял за 10 минут.
Проводил 80% рабочего дня, занимаясь личными делами. Принимал звонки и составлял отчеты для своих клиентов на рабочем месте. Конечно, в компании была реализована система мониторинга сетевой активности сотрудников, но в мои обязанности входило следить за ее работой.
Так продолжалось некоторое время. По мере развития собственного бизнеса, все меньше заботился о работе в офисе. Хотелось больше спать по утрам, поэтому позже приходил на работу. Сначала стал опаздывать на тридцать минут, потом на час.
Директор отнесся снисходительно к мои опозданиям, так как только я мог решить ряд задач и был очень нужен. Пользовался этим в полной мере — приезжал в полдень, работал пару часов и отправлялся домой. Коллеги не испытывали восторга от моего графика, но я помогал им со всеми техническими проблемами. Так как они тоже ненавидели директора, то не жаловались ему.
После трех месяцев опозданий на 4-5 часов и работы над своим бизнесом на глазах у директора не мог поверить, что меня еще не хотят уволить. Понимал, что заслуживаю увольнения, и оно неизбежно.
По какому-то наитию решил провести расследование. Вошел в учетную запись директора. Он сам дал пароль, когда просил настроить внешний вид почты и установить пересылку. Вошел в почтовый ящик генерального директора и в поиске вбил свое имя.
О чудо, недавно между ним, моим непосредственным начальником и членами руководящего состава компании имела место переписка с моим именем в теме письма. Обсуждали мои недавние проблемы с производительностью. Последнее письмо в цепочке было:
Если ни у кого нет возражений, я уволю его в конце недели.
Меня это не удивило, но решил, что не позволю уволить меня. Хотя мне было наплевать на эту работу, все же не хотел, чтобы в трудовой книжке появилась запись об увольнении. И еще не готов был отказаться от зарплаты.
Я придумал план, как решить проблему и отомстить. На следующий день, за день до того, как меня собирались уволить, попросил о встрече с генеральным директором. Сидя перед ним в кабинете, сказал следующее:
Знаю, что был дерьмовым сотрудником в последнее время. Уверен, что вы заметили это. Поправьте, если ошибаюсь, но такое чувство, что скоро меня уволите.
После этих слов лицо генерального директора выражало шок. Должно быть, он подумал, что я экстрасенс, раз говорю о таком за день до намеченного увольнения. Я продолжил:
Буду честен, моя душа больше не лежит к этой работе. Как могли догадаться, хочу заняться своим делом. Но здесь много обязанностей, которые никто другой не сможет выполнить.
Затем перечислил дела и проекты, над которыми работал. По лицу директора было видно, что он понял, как отразиться на компании мой внезапный уход.
Итак, вот что я предлагаю. Вы не увольняете меня, а я продолжаю работать здесь в течение месяца, заканчиваю текущие проекты и обучаю преемника. После этого, если все еще будет необходимость в моей помощи, можем договориться о почасовой оплате.
Намеренно говорил с ним учтиво, хотя технически держал его за яйца. Директор на минуту задумался, а потом сказал:
Сделаем это нашим соглашением.
В течение месяца продолжал делать все, что хотел, так как вопрос об увольнении был решен. Через месяц мне регулярно звонили и просили помочь. За помощь брал с них в трое больше, чем зарабатывал раньше, и почти не имел дела с генеральным директором. А когда сформировал достаточную клиентскую базу, бросил их навсегда.
Спустя три года генеральный директор звонил мне еще пару раз, но каждый раз отвечал:
Извините, слишком занят.