Найти тему
Все о ЖКХ и ТСЖ

Рассуждения о бессмысленности современного технического высшего образования в РФ.

В данной статье речь пойдет о высшем техническом образовании, которое, на сегодняшний день, абсолютно бессмысленно в силу существенного отставания российской промышленности от мирового прогресса.

Сразу оговорюсь, что я не специалист в данной области и эта статья всего-лишь моё личное мнение, основанное на личном опыте. В свое время я закончил МЭИ, после окончания института остался там работать, защитил кандидатскую диссертацию. Учился хорошо. Мне нравилось учиться, искренне была интересна физика и математика, посещал все лекции, разбирался во всем досконально. В аспирантуру я пошел по причине большого интереса к науке и к своей специальности. Все мои одногруппники разбежались кто куда, в институте осталось трое из нашей группы. В итоге только один человек работает там по сей день и весьма успешно. Остальные ни дня не работали по специальности. На то время( 1996-2002), уровень подготовки специалистов в МЭИ был весьма высокий (не знаю как сейчас), учиться было сложно и интересно для тех, кто учился, хотя лодари весьма успешно сдавали сессии. Помню, как один серьезный преподаватель на старших курсах говорил: да зачем вам мой предмет, всё равно пойдете работать манагерами. Так он называл профессию менеджера по продажам. Надо сказать, человек он был весьма требовательный и сдать экзамен ему было не просто. В итоге, его слова оказались пророческими. Я думаю, эта ситуация сейчас везде в РФ с высшим техническим образованием: программы обучения современных технических ВУЗов формировались десятилетиями под бурно развивающуюся промышленность в СССР. Блестящие программы обучения и преподаватели до сих пор готовят специалистов, которые больше не востребованы ни у нас, ни за рубежом в связи с отсутствием этой самой промышленности. Мы безнадежно отстали от мирового прогресса. Выпускнику нЕгде получить и закрепить опыт. Многие производства были закрыты, научные сотрудники пошли торговать, кому-то удалось уехать из страны, инженеры оказались не востребованы. На заре своей научной деятельности, я занимался подготовкой бесконечных научно-технических отчётов по копеечным грантам причем под одни и те же результаты под разным соусом. Часто наблюдал картину, когда брали солидный грант, писали красивый отчёт, успешно демонстрировались результаты, но в сухом остатке всё это была фикция. Руководители пилили основные деньги по гранту, аспирантам платили копейки. Причем система тогда была в институте следующая: если у тебя нет гранта по науке и ты не занимаешься преподавательской деятельностью, то твоя заплата равна нулю, минималки не было. Я три года получал 15 000 руб. в месяц в среднем. Было время, когда денег не было вообще. Честно признаюсь, любовь к науке разбилась о пласт бытовых проблем и мне пришлось уйти из института. Многие мои одногруппиники начинали пробовать зарабатывать на 3м курсе и сейчас имеют приличные бизнесы. Они плохо учились, но стали успешнее меня. Хотя я лично ни о чем не жалею, просто я существенно позже начал работать на себя и зарабатывать, просто потерял много времени на обучение в институте. Нужно ли нам вообще такое фундаментальное образование? Как вы думаете, какая ситуация сейчас складывается с востребованностью специалистов? Как изменились программы обучения? Насколько они соответствуют современным требованиям?