Одна из неприятных проблем, которые могут случиться тогда, когда кажется, что – ну вот, наконец-то, наступило оно, счастье долгожданное, когда все устаканилось, стабилизировалось, – это десакрализация.
По Максу Веберу, это обесценивание сакральных (священных) образцов, развенчивание идеалов. Низведение до обыденного уровня. Срывание покрова тайны с того, что раньше казалось образцом, недостижимым горизонтом, верхом мечты, блаженства.
Вот только… всегда ли до этого доходят? Вот ведь были в войну люди, которые голодали ужасно, но семейные реликвии не продавали.
С другой стороны, есть люди, которые, много лет гоняясь за идеалом, наконец-то находят его, приручают и… со временем привыкают и десакрализуют.
Самый известный пример тут – грязные носки под еще вчера такой романтичной кроватью.
Или еще пример – коллекционер, который годами гонялся за раритетным экземпляром, потратил много времени, моральных и физических сил, финансовых, интеллектуальных и прочих средств, а добившись, разочаровался и выбросил раритет в помойку.
Если вдуматься, это жестко. Представьте, как, скажем, разжигают кocтep ошметками «Моны Лизы». И происходить это может в искусстве, религии, любви, семье, профессии, творчестве, увлечениях, коллекционировании… Жестко прежде всего по отношению к самому себе. Последствие, когда «что имеем, не храним, потерявши, плачем».
Как не дойти до такого? Ведь есть некоторый переломный этап, когда счастье, будучи достигнутым, перестает быть счастьем, а становится обыденностью, повседневностью, банальностью.
Ставить новые цели? И так – всю жизнь? Как у Вознесенского: «Всю жизнь бегу за призраком свободы, в мои-то годы нет другой заботы…»
Один знакомый кaзaнoвa рассказывал, что женщина – это яблоко: видишь спелым – интересно, надкусил – вкусно, чем дальше ешь – тем менее интересно, съел – выкинул огрызок и дальше пошел.
А мне вот кажется, банально это как-то.
Или вот есть мнение, что работу надо обязательно менять каждые 3 года.
А на мой взгляд, если работа нравится, совершенствоваться надо, вглубь и ввысь расти, а не галопом по европам бегать, чтоб в итоге нигде ничего не добиться.
И таки чего делать? Очень хочется, чтоб щастье, понимаешь ли, не ускользало и – никаких тебе десокрализаций. Есть способы усмирения джинна – как сделать, чтобы счастье не опривычивалось?
Эти вопросы я задала в соц. сети блогерам. И вот какие ответы получила – цитирую, не меняя орфографии, пунктуации и стилистики, чтобы сохранить очарование авторских стилей отвечавших. Имен комментаторов не называю – из соображений конфиденциальности.
- «Есть - это относиться к себе как к "яблоку с сюрпризом": видишь спелым – интересно, надкусил – вкусно, чем дальше ешь – тем менее интересно, и тут НА! тебе - червячок! Не ожидали?! А вы кушайте внимААААтельно, присматривайтесь к тому СКОЛЬКО надкушено, в каком месте надкусано, как глубоко зубками своими вонзились - не полоМАТЬ БЫ ИХ (стоматология нынче дорогая!)».
- «Мона Лиза - уже ошмётки. Это тёмное полотно с некрасивым портретом уже давно мемориальный предмет, а не произведение Леонардо. Леонарде оно бы в таком виде не понравилось. Но если бы даже эта самая Мона Лиза висела в Лувре, как новенькая, тоже не всех такое искусство греет. Мне лично было приятнее повернуться к ней, Моне, спиной, потому что только так можно любоваться "Браком в Кане" Веронезе. Оно меня греет, а Моня - нет. Еще можно зайти ей с тылу, ровно сзади там висит "Сельский концерт" Тициана, картина в истории искусства весьма сакрализированная, но тоже мне не очень, предубеждён я против целлюлита».
- «у шизоидов, например, святого ничего нет (марксово "всё подвергай сомнению"). Или, допустим, сверхценностью является жизнь и здоровье близких - и это не может обесцениться, что бы ни происходило. Точнее, если для человека это перестаёт быть ценным, это свидетельствует о разрушении личности - при алкоголизме, например».
- «своей жизнью (здоровьем, питанием - и далее по Маслоу) взрослый человек жертвовать может - это его выбор. Но жертвовать другими или требовать того же от других - людоедство обыкновенное».
- «Тотемы и табу - основа всего. Вся так называемая культура (где мой пистолет?) это процесс создания одних кумиров и разрушения других».
- «В одном из выпусков Ералаша был такой эпизод - здоровая хамоватая девчонка, стала надсмехаться над мальчишкой, вернее над его собакой, что то говорить о ней обидно и насмехатся над его словами, что собака это друг.. и вот спустя каких то пять минут, она сюсюкает с огромной свиньей, называя ее красавицей и подружкой».
- «Для меня нет ничего лучше горизонтального положения с детективом, кофем и чем нибудь таким вкусненьким. В ответ на мое это признание получила совет - ходить почаще на соревнования, куда-нить в кафе, встречаться с друзьями и т.п.».
А как считаете вы? Что надо делать, чтобы счастье не переходило в скучную привычку?