Жила-была кошка. У нее было много хозяев, кто-то ее выгонял, от кого-то она сама уходила. Так бродила, пока не пришла к воротам одного дома. Ничем не примечательный дом, стоял в середине улицы, во дворе росли деревья. Старый забор, черепичная крыша. Саманные стены да уличный туалет. Почему она решила здесь остаться, и сама не знает.
В доме жили люди. Двое – старых. Очень старых, они всю жизнь прожили в доме, сами его построили, возвели стены, покрыли крышу и стали жить. Вскоре один человек умер, он был старше всех. Его кожа истончилась, руки дрожали, ноги не могли ходить. Это была середина осени, было еще тепло и по-летнему светило солнце.
Это было хорошее время, тогда еще кошке было тепло и уютно в доме. Человека похоронили, и дом стал преображаться. Люди стали наводить порядок, красить стены.
Первое время кошку любили. Ей нравилось приходить в дом. У нее был хозяин, он заботился о ней, гладил живот, кормил и любил с ней находиться. Кошку пустили в дом, обустроили ей спальное место. Первое время ей было непривычно, но хозяин был добр к ней, и она приручилась.
Они много времени проводили вместе. Хозяин часто бывал дома, ему нравилось играть с кошкой, гулять с ней и гладить ее перед сном. Она его полюбила и начала привязываться. Ей было уютно. Наконец-то у нее появился дом, добрый, заботливый хозяин.
Иногда они весь день были дома, кошка везде ходила за ним, смотрела, когда он что-то делал, мурлыкала и сидела рядом. Ей нравилось наблюдать за хозяином, она хотела во всем помогать ему. Любила бывать с ним рядом. Наблюдать, как он спит, сворачиваться рядом калачиком. Лежать у него на груди. Он казался ей огромным, как целый мир. И был ее миром.
Шло время, наступила зима. Хозяин не любил зиму и очень грустил. А потом стал уставать от кошки. Ему не часто хотелось ее общества. Она чувствовала это и стала уходить. Ей было больно видеть, как хозяин на нее злится. И он не искал ее. Он хотел быть один.
К хозяину приходили другие люди. Почему-то они не любили кошку. Она не понимала, в чем дело, но старалась быть хорошей. Ей хотелось, чтобы люди хозяина тоже ее любили. Но они не хотели. Иногда они прогоняли ее, если хозяин брал ее с собой. Она брела под дождем, мокла, плакала. Она любила хозяина, и хотела быть хорошей и для них тоже. Ей хотелось, чтобы ее хвалили.
Хозяин стал недоволен кошкой. Он все чаще ругал ее, уходил, когда не хотел видеть. Она не понимала, почему он злился. Казалось, она все делала не так. Но она не знала, как делать правильно. Хозяин говорил, что она не достаточно хороша, что он ошибся, что ему не нужна такая кошка. Говорил, она дурная, хочет слишком много внимания. Кошка любила так сильно, что не понимала, почему стала плохой для него. Она была искренней, ей хотелось с ним быть настоящей. Она была преданна ему. И была его, глупая, обидчивая, ревнивая, злая, но вся принадлежала ему, без остатка. Она так привязалась, что видела в нем всю жизнь, в одном огромном человеке.
Ей было больно. Она много плакала. Очень много. И хотела умереть, от того, что хозяин больше ее не любит.
Но время шло. Иногда кошка уходила, бродила по улице, скучала по хозяину и возвращалась обратно. Их общение уже не было прежним. Он все чаще злился. Она чувствовала это, и пыталась выпросить у него хотя бы остатки внимания. Она стала нервозной. Ей казалось, что прошлая жизнь утекает как песок сквозь лапы. Она боялась. Боялась его потерять. Кошка понимала, что рано или поздно хозяин бросит ее, но ей было настолько страшно, что она решила бороться, во что бы то ни стало. Любыми путями, но быть рядом.
Она стала навязчивой. И хозяину это претило. Он хотел отгородиться. Ему больше не нужна была кошка.
Казалось, если она будет идеальной, то сможет вернуть его любовь. Она старалась, но ей было тяжело. У нее не всегда получалось, она делала ошибки, потому что глубоко внутри понимала, что все бесполезно.
Хозяин обижал ее. Перестал ценить ее преданность. Она его тяготила. И кошка понимала, что он хочет от нее избавиться.
Прошло некоторое время. Стало теплее. Хозяин приводил дом в порядок, а кошка решила идти на охоту. Добывать мышей было очень сложно. Она училась все делать заново, за время одомашнивания растерялись охотничьи навыки. Ей было тяжело, но она старалась. Часть добычи съедала сама, часть приносила хозяину, хотела быть полезной.
Они виделись все реже. Сначала хозяин отвык видеть ее днем, а потом перестал хотеть этого по вечерам. Она чувствовала, что он отдаляется. Но она любила его и надеялась, что сможет все исправить.
Ее сердце изранилось. И они стали чужими.
Однажды у хозяина был очень важный день, и ему пришлось взять ее с собой. Он не хотел ее брать, но важные дни принято отмечать с кошкой. Кошка чувствовала, что тяготит его. И все испортила. Она очень переживала, и поцарапала хозяина. За это он сказал, что больше не хочет ее видеть. Он был так зол, что хотел оставить ее на улице, под дождем. Хотел прогнать ее и убежать, чтобы она не успела за ним и не нашла дорогу. И она бежала. Под дождем. Казалось, весь мир обрушился на нее своей злостью. Ей было так больно. Она сбила лапы, но продолжала бежать за хозяином. Он не ждал ее и говорил, чтобы она уходила. Он пытался ее прогнать. А она бежала. За ним.
Он пустил ее в дом, но говорил, что не хочет больше видеть. Он все пытался ее прогнать, а она жалась к ногам, уцепилась за него и не хотела отпускать. Она просила прощения, ей было жаль, что она его поцарапала. Она перенервничала и сделала это, сама того не желая.
Она видела, что хозяин злится. Он говорил, что она все испортила, и ему больше не нужна такая кошка. Он больше не хотел быть ее хозяином.
И кошке пришлось уйти.
Ей было больно, она понимала, что это конец. Она больше не нужна хозяину, он ее не любит. И с каждой фразой «Я больше не хочу тебя видеть» ее охватывала пустота. Серая, как туман, не холодная и не горячая, она проникала в ее душу, зарубцовывала израненное сердце. Кошка чувствовала, что на место солнечной, светлой любви и преданности приходит темная, облачная пустота.
Ее прогнали.
В этом доме ее больше не хотят видеть. Но ей не хотелось плакать, она не могла больше. На месте когда-то цветущего луга стало выжженное поле.
Хозяин позвал ее обратно. И она пришла. Не зная, зачем. Он больше не ее хозяин, он избавился от кошки, и она не знала, почему он вернулся. Он ругал ее, говорил, что она все испортила.
А она его любила. Она была нага перед ним, будто с нее содрали шкурку, разрезали ребра и вынули наружу сердце. Оно было у хозяина. И он его изранил.
Он сказал, что будет черств к кошке, будет глухим к ее переживаниям. Что если она хочет, он примет ее, только если она будет идеальной. У нее не было больше права быть кошкой. Хозяин хотел чучело кошки. Она уже давно была не нужна ему, и он терпел ее только, когда она становилась чучелом. Она уже давно не была прежней кошкой. В ее душе осталась преданность, еще теплилась любовь, но хозяину больше не была нужна ни любовь, ни преданность.
Только старая женщина все еще любила кошку. Иногда она приходила к женщине, сидела в ее комнате, чистила шерстку и слушала ее рассказы. Кошке было приятно, что в этом доме осталась хотя бы одна комната, где ей рады. Она больше не спала возле хозяина, ей все меньше были рады в этом доме. Кошка чувствовала, что старые люди мудры, у них хорошая интуиция, и они больше ценят кошек. Она знала, что в мире много других кошек, а старая женщина понимала, что люди в ответе за тех, кого приручили. Поэтому кошка тоже ее любила. Ей было жаль, что однажды она не сможет больше увидеть старую женщину. И она была благодарна ей за ту скромную старческую теплоту.
В тот день шел дождь. И на улице было не по-весеннему холодно. Казалось, природа чувствовала, что кошке грустно, и грустила вместе с ней. Природа злилась на кошку, на людей, которые ее обижают.
Был конец марта, когда хозяин совсем прогнал кошку.