Найти тему
SHIA BOOKS x Илья Шевцов

Где-то это уже было.

Старая добрая погоня на мотоциклах. У преступника какой-то ревущий и сверкающий неоном монстр, кажется японский. Роджеру достался приличный Дукатти, так удачно конфискованный и оставшийся стоять на парковке полицейского участка с ключами в замке. Газ на полную и вперёд! 

Преступник огрызается пистолетными выстрелами, но Роджер парень не промах и ловко виляет своим железным конем в стиле Итана Ханта из последней «Миссия: Невыполнима». Погоня перемещается на шоссе. Автомобили вокруг ползут и переустраиваются, всячески мешая двум мотоциклам разогнаться во всю мощь моторов.

Смутно Роджер предчувствует, что преступник выскочит на «встречку». И да, подскочив на разделителе, как на трамплине, окутанный неоном мотоцикл уже мчит против движения. Стараясь не отстать, Роджер следует за ним и начинает лавировать между гудящих машин. Ему начинает казаться, что где-то в голове заиграла старая музыкальная тема погони из «Матрица: Перезагрузка». 

И вдруг прямо перед ним из земли вырастает огромный стальной механизм на трёх ногах. Он вздымается ввысь, вертит своей блестящей металлической головой и, внезапно, выпускает на автостраду обжигающий луч смерти. Стараясь увернуться от него, Роджер бросает свой мотоцикл в сторону, но смерть настигает его и все вокруг погружается во тьму. 

Напоследок Роджер видит красноречивую надпись перед мысленным взором:

«ИГРА ОКОНЧЕНА»

— Твою мать! Не, ну марсиане из «Войны миров» это уже перебор! Кто писал эти уровни? - восклицает юноша лет тринадцати и откладывает от себя подальше шлем виртуальной реальности и джойстики. 

Встаёт с постели, выглядывает в окно своей маленькой комнаты и долго всматривается в яркую панораму футуристичного города, виднеющуюся за полосой трущоб. 

— Роджер, в школу! - слышится голос из соседней комнаты.

— Ну, как говорится, первому игроку приготовиться - обреченно выдохнув, говорит своему отражению в окне подросток и начинает собираться на занятия. 

Привет, дорогие читатели! 🖖🏼

Прочитали? Всё узнали? Конечно, в основном отсылки в этом маленьком тексте бьют прямо в лоб, но кое-что осталось и не столь явным, почти за скобками. Знакомьтесь, друзья, самый распространённый и самый любимый приёмчик авторов двадцать первого века - радость узнавания, к вашим услугам! 👾

Все мы любим отсылки. На поп-культуру, на фильмы, на книги, на отдельных персонажей и даже на какие-то определённые фразы. Стоит только где-то кому-то сказать «I’ll be back» и вы уже видите перед собой лицо терминатора Т800 с неизменным волевым подбородком. 🤖 

Но почему мы их так любим и почему все вокруг пользуются нашей любовью к этому приему и постоянно вворачивают отсылки в свои работы? С первым вопросом разберёмся чуть позже, а пока, как автор, отвечу на второй. 📝

Я обожаю использовать в своих произведениях отсылки. Они позволяют превратить вымышленную историю в часть реального мира, часть нашей с вами жизни. К примеру, в моей детективной новелле «Запертая комната» я умышленно упомянул фильм «Остров проклятых» Марина Скорсезе, рассчитывая на приятную реакцию читателей. 🕯 

Данная отсылка делает события новеллы более реалистичными, присущими нашему с вами миру, в котором есть этот фильм. По авторской задумке отсылки работают именно на это - на создание ощущения реалистичности и осязаемости происходящего, на сублимацию у читателя чувства времени, текущего в читаемом и реальном мире в унисон. ⏰

Что же касается читательской (или, если обобщить, зрительской) любви к отсылкам, то природа этой любви зиждется на приятном чувстве ностальгии. Встречая в книге, например, Стивена Кинга, «11/22/63» упоминание о событиях романа «Оно», читатель невольно вспоминает свои эмоции и переживания, которые он испытывал во время чтения, и воспоминания эти греют душу. ☺️

Или, например, в повествовании встречается герой, который уже давно отошёл на второй план какой-нибудь абстрактной книжной серии типа «Автостопом по галактике» и не появлялся вот уже пару книг. И вдруг вот он, снова на сцене и с объяснениями, где пропадал и что видел, рассказывает про свой путь и как оказался здесь. А читатель смотрит и умиляется - «Ах вот ты где был, голубчик! Ну и пройдоха!». И все детальки пазла становятся на свои места, радуя читателя как тёплый напиток холодной зимой. На этом же элементе частично строятся и всевозможные приквелы - предыстории уже известных событий. ☕️

Принято считать радость узнавания самым главным постмодернистским приемом современного литературного и киноискусства. Но, часто из виду упускается то, что эта радость - никакой и не приём, не специальная уловка авторов, а просто естественная деталь повседневной жизни. И как любое естественное явление, радость узнавания гармонично вплетается в работу над любым произведением, от чего в итоге выигрывают как авторы, так и его зрители. 🖼