🔋 Neovolt.ru ➡ Блог ➡ Li-Ion
В электромобилях не используются тяговые аккумуляторы литий-ионного типа в точности, как у смартфонов и других мобильных гаджетов. Да, об этом неоднократно говорили в СМИ, но журналисты значительно упрощают.
У смартфонов и электромобилей Li-Ion аккумуляторы всё-таки разные
Например, у Tesla в модели Roadster (2008-го года) применяются аналогичные перезаряжаемым батареям 18650 элементы (как у ноутбуков). Но точный тип литий-ионной батареи у них отличается. У гаджетов — LiCoO2 (LCO, литий-кобальтовый), источник. У Tesla Roadster — LiMn2O4 (LMO, литий-марганцевый), источник.
Если говорить простыми словами, то всевозможные фосфаты, титанаты, шпинели и другие варианты исполнения литий-ионного аккумулятора улучшают его характеристики. Прежде всего, это касается области огнестойкости, экологичности, быстрой зарядки и, разумеется, более длительного срока службы.
Вы можете возразить — химия катода может отличаться, сепараторы, электролиты, но вместе они незначительно влияют на разницу между условным «Айфоном» и тем же «Роадстером» у Тесла при сравнении их сроков службы. Почему же смартфоны требуют замену аккумулятора уже через три года, а для электромобиля «рисуют» гарантийные 8 лет?
Почему батареи телефонов умирают быстрее, чем в электромобилях?
Дальность передвижения на одной подзарядке — главный критерий, по которому во всём мире автолюбители выбирают электромобили (EV). Стоимость также играет определенную роль, но время работы аккумулятора всё-таки важнее.
Но батареи имеют определенный срок службы, ограниченность которого мы обычно и наблюдаем на примере мобильных гаджетов.
Поклонники транспорта EV могут поспорить, что элементы питания в смартфонах и электрокарах совершенно разные, и их нельзя сравнивать. Действительно это так. Но вот только и в том, и в другом случаях используются одинаковые литий-ионные системы.
Батарея в электромобиле и мобильном телефоне с точки зрения долговечности
Сперва нужно определиться, в чём концептуальная разница между аккумуляторами в EV-транспорте и карманном гаджете.
- Мобильный телефон — устройство потребительского класса, где батарея оптимизирована под максимальную продолжительность работы при минимально возможной стоимости при ограниченном воздействии температур и других внешних стрессов.
- EV-транспорт — промышленный продукт высокой стоимости, элемент питания которого должен отвечать отраслевым стандартам в плане безопасности, надёжности и долговечности при эксплуатации в разных климатических условиях с агрессивным воздействием среды.
Батарея в смартфоне
Владелец смартфона не должен испытывать проблем с автономностью гаджета в течение дня. На это и ориентирована концепция мобильных аккумуляторов.
В хороших условиях, заряда должно хватать на сутки использования.
Количество циклов на заряд-разряд производители мобильных устройств закладывают около 500, после чего ёмкость деградирует, срок службы сокращается и в конечном счёте приводит к потребности заменить батарею на новую.
В концепцию продукта закладывается замена всего устройства на более современное в течение двух лет эксплуатации. Такой подход выгоден и с коммерческой точки зрения, обеспечивая прогнозируемую ежегодную прибыль изготовителю.
Батарея в электромобиле
Аккумулятор в EV-транспорте тоже изнашивается и деградирует в ёмкости с течением времени. Производители закладывают восемь гарантированных лет эксплуатации автомобиля без замены элемента питания.
Обеспечить подобную надёжность возможно только за счёт внушительного запаса ёмкости.
Сразу после выпуска нового электромобиля его аккумуляторные ячейки выдают лишь 50% доступной энергии. Внутри размещён контроллер заряда, который автоматизирован следующим образом:
- заряжать батарею до 80% ёмкости;
- разряжать до 30% (расчёт простой — 30%+20%=50%).
Точно, как рекомендуется это делать и для телефонов в целях продления срока службы. Впоследствии батарея электромобиля заряжается до всё более высокого процента и разряжается до всё более низкой отметки с учётом деградации ёмкости (старения).
***
Аккумуляторы в телефонах и электромобилях не имеют фиксированной надёжности. Они изнашиваются постепенно, истончая ёмкость и уменьшая циклы автономной работы.
Максимальная осторожность и следование правилу подзарядки до 80% и разрядки до 30% поможет сэкономить вам на замене аккумулятора. Полезная привычка подарит вам ещё как минимум год беспроблемной эксплуатации.
Напишите в комментарии, заряжаете ли вы мобильное устройство до 100% или стараетесь оберегать батарею по алгоритмам, как у Tesla?
В продолжение темы:
▶ Советуют не заряжать телефон на 100% — а ноутбук, смарт-часы, гироскутер или квадрокоптер?
▶ Почему мощность батареи «Тесла» в «кВт·ч»
▶ Почему никто не использует конденсатор вместо аккумулятора?