Найти тему
Алексей Ратушный

Как Евгений Борисович ключ к моей технологии подбирал

Оглавление

Вступление от разработчика модульной технологии

Что такое «технология»?

Это ответ на вопрос: «Как именно это сделать?»

Что сделать?

А хоть что!

Главное – получить не что-нибудь, а вполне конкретный ожидаемый результат.

Есть технология постановки мата одинокому королю королём и ладьёй.

Есть технология обработки царапины на ладошке.

Есть технология удаления воспалённого зуба.

Технологий в мире – миллиарды.

Имеется некоторый набор базовых технологий для каждого человека, позволяющих так или иначе но обязательно успешно выживать в этом мире.

Это и умение приготовить себе скромный завтрак, и умение обиходить себя и свою одежду, и умение добираться да намеченных пунктов….

Вот этот текст пишет автор – разработчик технологии получения стабильного расписания занятий в советской общеобразовательной школе.

То есть разработчик ответа на вопрос: «Как это сделать».

И получить не что-нибудь иное, а конкретно стабильное расписание занятий в конкретной школе.

Поскольку Евгений Борисович скрепя сердце взял меня на свою экспериментальную площадку, он первым делом решил убедиться, что «ненормальный» автор просто попусту сотрясает воздух, и заодно повесить именно на этого «олиго» всех собак.

Что бы не представлял собой его собственный эксперимент, а полезно было иметь дымовую завесу, прикрытие всех слабых мест. В этом качестве эксперимент по проверке «лжепроекта» Ратушного был как нельзя более кстати!

Не получилось? Ну вот видите: мы дали «новатору» право на проверку.

Проверки он не прошёл. Это нормально. Большинство идей проверок не выдерживают, и тут тот самый случай!

Конечно нам он общую картинку подпортил, но мы справились!

Примерно так!

В этом как говорится намерении ничего необычного для старого аппаратного волка не было.

Ну а если вдруг (хотя мы в это не верим!) что-то там и получится?

Вообще такой вариант серьёзно не рассматривался.

Если… вдруг… придумаем что-нибудь, будем решать проблемы по мере их поступления!

Чтобы сильно не затягивать и побыстрее отправить с площадки "этого идиота", объявили об эксперименте в четвёртой школе.

Надо отдать должное Александру Ивановичу Уфимцеву.

Директор школы с огромным стажем и опытом не пожелал участвовать в комедии с названием «экспериментальная проверка» и написал заявление «по собственному», благо пенсионный возраст и многое иное к этому располагали. Мне он прямо не сказал ни слова.

Но по многим его жестам и движениям я понимал, что меня серьёзно никто не рассматривает, и что этот «эксперимент» изначально рассматривается всеми организаторами как чистая фикция.

Объективно говоря к тому у них – организаторов – имелись веские основания.

Однажды Иван Васильевич Звягин – великий директор шестой школы Качканара сказал мне: «Не верю я в стабильные расписания! Ещё никому не удалось!!»

Если уж этот гигант так считал, то с какой стати профессионалы рангом пониже должны были считать иначе?

Понятно, что меня Куркин заверил, что у меня «карт-бланш» и все мои требования будут безусловно выполняться.

Для проверки он выделил мне «всю четвёртую школу» до конца учебного года.

Он не знал и не мог знать, как на этот вопрос смотрю я.

А я не верил ни одному его слову!

Даже за четыре часа до запуска эксперимента я предполагал худшее, что в последний момент всё отменят, ссылаясь на «объективные причины и мнение педагогического коллектива».

Я исходил из предположения о тотальном отказе всего и вся!

Но Куркину был необходим всё же неудачный опыт Ратушного!

Он закрывал все грядущие дыры и провалы!

Он обеспечивал ему такое мощное прикрытие «тылов», о каком он и мечтать не мог, пока я не явился на площадку собственной персоной.

И доказательства того, что дела обстояли именно так, я вам приведу в избытке.

Куркин благодаря суете с четвёртой школой активно прикрывал целый ряд метаморфоз с другими элементами системы образования в городе.

В конце октября я приступил к подготовке школы к запуску моего модульного расписания занятий.

Альбина Вениаминовна Андреева была назначена надо мной «куратором».

То есть «смотрящей».

Она около меня не появлялась, но отслеживала каждый мой шаг, регистрировала всё, что я говорю и делаю.

Видимо ей внятно пояснили: для психиатров материал будет полезен в любом случае. А может быть что-то полезное попадёт и в наши отчёты. В общем затаись и наблюдай!

То есть, на невероятный случай «успеха», или, как вариант «не полного провала» Евгений Борисович хотел иметь «ключи от сейфа», в котором я храню тайны своей разработки.

С поставленными задачами Альбина Вениаминовна так или иначе справилась, что в будущем обеспечило ей директорство вот в этой самой четвёртой школе!

-2

Кратко о ходе и исходе эксперимента в четвёртой школе

Если в первой учебной четверти в четвёртой школе сорвалось 560 уроков, то во второй учебной четверти в четвёртой школе сорвалось ровно ДВА урока.

То есть в 280 раз меньше!

Это был не «успех».

Это была Победа!

Это сражение за действительно новое образование было выиграно.

Это был разгром «старой» школы.

Полный.

Абсолютный.

Фантастический.

К этому разгрому Евгений Борисович и вся его команда оказались решительно не готовы.

В зимние каникулы, 9-10 января, в четвёртой школе была проведена общегородская игра, посвящённая проведённому эксперименту. На Игре коллектив школы чуть ли не единогласно проголосовал за продолжение и развитие эксперимента в школе.

И это было совсем не то «голосование», которое описывает в своей апрельской, 1988 года заметке газета «Знамя»! Здесь голосование было абсолютно осмысленным!

А у Евгения Борисовича стояла совсем другая задача.

Признать чужую Победу было выше сил великого экспериментатора.

Он прекрасно понимал, что теперь с Ратушным предстоит серьёзно «поработать», чтобы вывести его из «игры».

Шаги он предпринял такие:

Создал «группу» по разработке проекта Школы Старшеклассников

В неё включил уволенного Сергея Ковязина

И практически отстранённого от эксперимента Ратушного

Затем услал меня в Москву к доктору архитектуры В.И. Степанову для проектирования здания под «модульную школу».

Сергей Ковязин быстро сориентировался и навсегда покинул Урай, в котором он создал великолепное ПТУ.

Между тем было одно дельце, которое нигде и никак не афишировалось!

Альбине Вениаминовне Андреевой было поручено составить модульное расписание занятий в школе номер пять!!!

Разговор у неё с Евгением Борисовичем состоялся презанятнейший!

Она представила отчёт о МОЕЙ работе в четвёртой школе.

- Вы поняли, КАК он ЭТО СДЕЛАЛ?

- Поняла!

- Сможете без него ПОВТОРИТЬ?

- Смогу!

И тогда он поручил ей отработать «модуль» в пятой школе, пока Ратушный упирается в Москве.

Две недели завучи пятой школы и Альбина Вениаминовна бились над решением этой задачи от Генерального и Руководителя Эксперимента.

После ДВУХ НЕДЕЛЬ они доложили Куркину итог:

- Это невозможно!

Тут как раз и я вернулся из столицы и пребывал в подвешенном, практически безработном состоянии. Единственное, что мне позволили, это вместе с Владимиром Николаевичем посетить Первую школу и провести собрание на предмет агитации старшеклассников в Школу Третьей ступени. Что мы и сделали.

И вот перед каникулами Евгений Борисович сообщает мне, что решил повторить Эксперимент в Четвёртой школе на базе школы пятой!!!

При этом НИ СЛОВА о том, что мой «куратор» и завучи две недели потратили на то, чтобы прийти к выводу: "Это невозможно!"

И вновь поручение Альбине Вениаминовне: ещё раз присмотреться, проследить и зафиксировать.

Понятно, что я не был посвящаем в такие «детали».

Ах!

Если бы Евгений Борисович и Альбина Вениаминовна реально понимали, что такое «технология»!

Не «знали» это слово, а именно понимали его!

Но они решительно не понимали.

А я понимал, что не понимают.

Когда большой мастер кидает доски на торцовочный стол, внешнему наблюдателю кажется что это не «просто», а запредельно просто.

Словно пирожки печёт!

Перебрасывает с руки на руку и кладёт рядком друг за дружкой!

Вообще когда Мацуев играет, внешнее впечатление такое же: играючи!

Легко и непринуждённо!

Проблема Евгения Борисовича была в том, что сам он досок никогда не кидал.

А в силу этого мои движения и перемещения категорически был не в силах понять.

И корректно зарегистрировать.

-3

Мне довелось закончить философский факультет Ленинградского государственного университета.

Классический факультет одного из величайших высших учебных заведений планеты.

Сотни выдающихся имён, величайшие авторы мира, непостижимое множество сложнейших текстов. Понятно, что глядя на меня «снаружи» догадаться о том, что там у меня внутри сложновато.

Но мне всё-таки остаётся непонятным, как можно работать с людьми, считая их законченными идиотами?

Видимо Евгений Борисович считал, что разработчик такой технологии, как «модульная школа» настолько примитивен, что не сообразит, что единственное, за что ему могут реально платить зарплату, это за «ответы по капле» не выдавая сути и ключей к технологии.

Любопытно, но Министерство образования тоже требовало от меня выдачи ключей и всей технологии, а в качестве вознаграждения предлагало абсолютный нуль!

Интересно всё-таки устроены наши милые аппаратчики!

Они считают, что мы обязаны отдавать им всё своё бесплатно, а за это нас по крайней мере пока не будут убивать!

А вот западных товарищей они и поминают, и платят оным исправно!

Так или иначе, но Второй эксперимент по Модульной технологии состоялся!

Невозможное оказалось возможным и пятая школа отработала четвёртую четверть в стабильном режиме модульной школы!

Всё работало, но ключей Куркин не получил!!!

Я продолжал «косить под дурачка», постоянно охотно многословно объясняя каждый свой шаг.

Меня терпеливо слушали.

Но при попытках «повторить» выясняли, что отчего-то ничего не стыкуется и не работает!

К концу лета выяснилось, что Школу Старшеклассников в намеченном виде запустить не удаётся!

Проект был красив и… не реализуем!