Найти тему

ТИПИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Изучая и анализируя разнообразные психологические методики захотелось их систематизировать с использованием любимой мной модели I-E-T-L В.А.Ганзена (Информация – Энергия – Время – Пространство). И хотя в заглавии статьи сделан акцент на психологических методах, данную типизацию можно использовать и для других описательных моделей реальности.

Каждый метод или методика используют как основу один или несколько принципов той или иной категории, рассматривая одну и ту же проблему с разных точек восприятия. Интересным в плане дальнейшего изучения является выяснение, на каком основании человек отдает предпочтение в работе определенному типу методик.

ТИПИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

-2

1. Категория I – ИНФОРМАЦИЯ

ТИП МЕТОДОВ «ДОВЕРИЕ».

Использует поляризацию «доверяю – не доверяю».

- Доверяю - Значимая информация.

Любые методы работы с информацией по ее структуризации, анализу, построение моделей.

- Не доверяю - Не значимая информация.

Выведение данной информации из фокуса внимания (из внутреннего мира).

2. Категория E – ЭНЕРГИЯ

ТИП МЕТОДОВ «УЧАСТИЕ».

Использует поляризацию «изнутри – снаружи».

- Участие изнутри – собственно участие.

Используется в расстановочных методах, и для выявления ролей, сценариев, типов взаимодействия. Максимально эмоционально наполненный.

- Участие снаружи – наблюдение.

Растождествление с процессами, с эмоциями. Бесстрастность.

3. Категория T – ВРЕМЯ

ТИП МЕТОДОВ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ».

Использует поляризацию «прошлое - будущее».

- Представление прошлого – воспоминание.

Как метод используется в работе с прошлым опытом человека (с памятью); для поиска причины событий, состояний.

- Представление будущего – воображение.

Как метод используется для создания чего-то совершенно нового, либо для прогнозирования.

4. Категория L - ПРОСТРАНСТВО

ТИП МЕТОДОВ «РАССТОЯНИЕ».

Использует поляризацию «ближе – дальше».

- Ближе – фокусирование, фокусировка или усиление.

Используется для вычленение наиболее значимой части/состояния.

- Дальше – соединение всего в целую картину.

Используется для системного подхода и изучения связей/взаимосвязей.