Президент Франции предпринимает действия по организации помощи Ливану, но он рассчитывает воспользоваться этой помощью в качестве инструмента в большой геополитической игре.
Пьер Барбансе
Гуманитарная помощь в обмен на суверенитет. Ливан обескровлен. Взрывы в порту Бейрута не только нанесли тяжкий урон столице, но и разрушили главный транспортный узел, через который шли поставки продовольствия. Страна остро нуждается в помощи. И государства, имеющие свои виды регион, наперебой её предлагают – но в обмен на продвижение своих экономических и геополитических интересов.
Читайте больше: Ливан охвачен демонстрациями, правительство уходит в отставку. Этому предшествовали массовые акции протеста, стычки с полицией и армией и захваты министерств. Народный гнев вызвала катастрофа в порту, допущенная коррумпированной властью.
https://humanite-russie.ru/2020/08/11/narodnoe-nedovolstvo-poshatnulo-vlast/
Президента США Дональда Трампа, катарский эмир Тамим бин Хамада Аль Тани, премьер-министры Италии и Испании – около пятнадцати глав государств и правительств обсудили вчера в режиме видеоконференции меры по оказанию срочной помощи. Инициатива исходила одновременно от ООН и Франции. Президент Франции Эммануэль Макрон призвал международное сообщество «действовать быстро и эффективно, чтобы эта помощь шла прямо туда, где она необходима», чтобы помочь Ливану залечить свои раны после ужасных взрывов, разрушивших его столицу. Он предостерёг от «насилия и хаоса» – в стране растёт недовольство правящим классом, доверие к которому подорвано.
Эммануэль Макрон выделил четыре приоритетных направления: здравоохранение, продовольственное снабжение страны (поставки продовольствия осуществлялись большей частью через порт Бейрута), восстановление разрушенных школ и ремонт жилых домов.
Разумеется, эти усилия достойны похвалы – они нужны народу Ливана. Но похоже, что за такой инициативой Франции скрываются тайные (гео)политические намерения. Париж хочет сохранять контроль и воспользоваться предоставлением гуманитарной помощи, чтобы установить с Ливаном те отношения, при которых он мог бы оказывать на него более сильное влияние. Вот в этом и заключается смысл заявлений Макрона, сделанных им на улицах Бейрута, когда он говорил о «новом политическом пакте». По сути это является вмешательством во внутренние дела страны, но, судя по всему, президент Франции об этом не беспокоится. Даже наоборот. Он указал на те «силы», которые заинтересованы «в этом расколе и хаосе», по-видимому, намекая на Иран, и обратил особое внимание на необходимость «объединения» международного сообщества для борьбы с ними. Фактически он стремится воспользоваться этой трагедией, чтобы укрепить свои позиции в регионе – особенно в отношении Сирии. Он также сказал о том, что следует готовиться к тому, что свою поддержку предложат Турция и Россия. Макрон не забыл упомянуть и Израиль – страну, которая «выразила желание оказать помощь». Но войны Израиля в Ливане привели к ещё более губительным последствиям.
Предложение Франции о создании международной комиссии по расследованию, которое отклонил президент Ливана, полностью лежит в русле этой наспех разработанной и, с учётом всех обстоятельств, грубой стратегии. Главная проблема заключается в том, что такая линия может создать ещё большую напряжённость.