Найти тему

Школа в Ясной Поляне и чем ее методы могут быть полезны в современном обучении.

Лев Николаевич Толстой — всемирно признанный классик, его произведения переведены на множество языков, к его идеям обращаются историки, литераторы, кинематографисты, философы, богословы. Он интересен людям всех возрастов и любого социального положения. Его труды стали для многих точкой отсчета взросления. При таком положении дел порой забывается, что Л.Н. Толстой интересовался педагогикой и по собственной инициативе открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, куда приглашались все желающие, достигшие семи-восьми лет, в том числе — и девочки, что было редкостью.

Азбука для работы с крестьянскими детьми была написана Толстым дважды. К тому же ее растиражировали и она стала доступна для всех желающих. Пособие содержало не только буквы как таковые, но и объяснения — картинки к каждой, причем использовались известные всем слова и понятия. К каждой букве приписывалась пословица, поговорка или загадка, ответ на которую знали ученики.

Первое издание было раскритиковано, в том числе за то, что автор не придерживался становившегося популярным фонетического метода обучения чтению, а использовал «дедовский», по слогам.

Во втором издании, в «Новой азбуке» на первые уроки чтения приходились коротенькие слова. Затем появлялись длинные, словосочетания, предложения... Для начинающих читать Толстой составлял литературные миниатюры из нескольких небольших предложений, связанных друг с другом по смыслу. Получались маленькие рассказы, чего не было в официальных учебниках, где еще во второй половине девятнадцатого века обучение шло по разрозненным в смысловом плане предложениям.

Рассказы для детей, вошедшие в азбуки, стали уже хрестоматийными, по ним обучаются дети из года в год, и до сих пор Толстой с первого класса входит в любую школьную программу. А дети и сегодня знают «Льва и собачку», «Акулу», «Филиппка» и «Трех медведей».

Что можно использовать:

если родителей не устраивает фонетический метод, то начинать чтение с дошкольниками со слогов и коротких слов;

вводить тексты, где нет разрозненных предложений;

делать методический упор на маленькие тексты;

читать произведения, написанные хорошим языком.

Арифметику граф разделил на два больших раздела: операции с целыми числами и с дробями. В пособиях были описаны способы работы с ними, а также даны были задачи. Интересным моментом, можно сказать новаторством, было то, что при счете до двадцати уже вводилось умножение и деление, и учащиеся постепенно начинали осваивать таблицу Пифагора.

-2

Абсолютно все задачи из учебника имели бытовую основу. Сейчас они представляются целой чередой житейских историй и не лишены литературности. Не думаю, что в наши дни в учебниках математики можно найти упражнения, в которых фигурировали бы раздел имущества, распределение наследства или фальшивые деньги.

Лев Николаевич считал, что его «Арифметика» удалась и ставил ее выше обеих своих азбук.

Что легко позаимствовать:

идею о том, что математика имеет прямое отношение к жизни;

сочинять задания, близкие к укладу жизни семьи и ребенка;

раннее введение умножения на два и на три в пределах сначала двадцати, затем — тридцати и т.д.;

использование его наряду со сложением;

-3

Психологическая обстановка в толстовской школе была довольно непринужденной. Ученикам можно было тихонько перекинуться парой фраз, заглянуть в тетрадь соседа. Сидеть также разрешалось там, где удобнее — на подоконниках, даже на полу, хотя были лавки и столы для письма. Можно было, не отпрашиваясь, уйти с урока.

Если вдруг ребенок смущался, учителя или Толстой, преподававший в собственной школе, старались его раскрепостить, отвлечь, а уже потом спрашивать.

Не приветствовали и порицались ложь, опасные для других шалости и дурной умысел.

Что можно почерпнуть:

дети лучше обучаются в непринужденной атмосфере;

сидение за партой для успешного обучения необязательно;

допустимо небольшое отвлечение от урока;

говорить детям о том, что вы считаете неприемлемым в поведении.

Яснополянская школа просуществовала три года. С одной стороны — очень мало. Но она стала одной из первых народных школ в Российской империи. Она не достигла каких-то вершин, не дала знаменитых выпускников, не гордится «вторым Ломоносовым», но ее некоторые методические приемы вполне уместно рассмотреть и взять себе на заметку.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Автор: Олеся Яжук

Читайте также статьи автора:
Об образовании в XIX веке в России
Почему семейное образование сейчас настолько востребовано?
5 книг о взрослении, которые помогут лучше понять ребенка

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.