Однажды ранней весной 2018 года подходит ко мне на работе некий Илья и говорит: «Поехали на речку на катамаране, у нас один нехороший человек отказался, на катамаранах нарушается четность и отчетность. Всем необходимым обеспечим, с собой иметь ненужный пуховик и ненужные ботинки, ну и еще вот список»… или как-то так. Я впал в ужас и задумчивость, потому как далеко, страшно и наверняка холодно, ведь конец апреля – это не начало июня. После долгих препирательств с самим собой было решено закрыть глаза и ехать.
Однажды поздно вечером, когда в голове уже начинают роиться мысли «А может мы все-таки не едем», звонок по телефону: «Выходи». Навьюченный рюкзаком (чужим, взятым в долг под честные глаза), выданной еще несколько лет назад отцом тонкой армейской курткой западного образца и надеждами на светлое будущее, выдвигаюсь к месту остановки обещанной маршрутки.
Про то, как мы ездили по всему городу, собирая народ, не буду. Скажу только, что поначалу никого и не запомнишь, вокруг темно, а они заходят, не передавая за проезд; ехали часов 7 ночью, спали урывками и вроде даже один раз перекусили.
Высадка. Деревня с не запоминающимся для русского уха названием Юлдыбаево (угу, сейчас в гугль-картах смотрел). Утро, холодно, мост, сумки, много сумок. Это еще не все, часть уже разобрали
Собственно, сам мост. Есть в нем что-то живописное:
Река, кстати, называется Сакмара. Тут холодно, но кормят
Народу четырнадцать человек. Серега, Юля, Катя, Артас… Да-да, кто понял, тот не ошибся, кто не знает, тому долго рассказывать. К слову, откуда-то из диалогов посередь похода:
Илья Артасу: «Ну че, как там ледяной трон?»
Артас, заколдобившись: «Аййссс». Моя ухмыляться и сбиваться с перечисления участвующих... И кто-то на фоне напевает "Colicere, salutare...". Ой, кажется, этот кто-то – я. Извините, увлекся..
Ладно, вернемся к. Сборка катамаранов
На другом берегу тоже народ собирается. Ну и явная туча на фоне
Туча добралась до нас, немного поморосила, но без фанатизма.
Какое вам весло, красное или синее? Выберите синее, узнаете глубину кроличьей норы, выберите красное, наступит коммунизм к 2080 году
В только что выданных мне болотных сапогах, ветровке, шлеме поверх шапки и спасжилете я выгляжу крайне нескладно – на корове седло, в руках у ней ружжо
Главный злодей 80 уровня, партийная кличка «Папа», характер нордический выдержанный
Артас и Катя
Всё, труба зовет
Боевой порядок. Пять катамаранов. Две четверки и три тройки… Всех решил «пофотографно» не представлять, т.к. каждого поименно – редкая птица долетит до середины сего текста, а нормальных фото катамаранов с людьми у меня почти и не нашлось…
Приведу только главу процессии, кою мы даже обогнали, пользуясь большим запасом тяги на четырех веслах
Выплыли. 13:00. Горные коровы на фоне – вон там, справа сверху
На улице где-то +5, местами еще лежит снег
Типичные пейзажи
Немного расскажу об ощущениях от происходящего. Влезать в лямки катамарана поначалу очень неудобно, производишь много кряхтящих и скрипящих звуков. Поначалу скрипишь на пару с трущимися о катамаран болотными сапогами, потом скрипят только сапоги, а ты угрюмо сопишь, продевая себя в сбрую. Сидишь на катамаране на коленях – со временем затекают, но ничего особо страшного, привыкнуть можно. Хотя один знакомый дядька недавно рассказал, что когда он вытащил колени из лямок, т.к. они затекли, через пару секунд оказался в ледяной воде, т.к. прозевал камень на повороте. Катамаран надутый, потому довольно мягкий, и сидеть на нем удобно. Благодаря болотным сапогам, тепло и сухо. Можно сунуть ногу в ледяную воду, заметишь только, что сунул во что-то ногу. Надуть спасжилет перед отплытием легко, сложнее его успеть заткнуть так, чтобы не успел сдуться. Да, пережимают трубку, но у меня получалось плохо. Брызги с воды до лица не долетают, если только не порог или волны. Грести не особо сложно, да и время пролетает быстро.
Еще немного скажу о катамаране-четверке для незнакомых с темой. Гребут большую часть времени в основном передние. Задние следят, чтобы катамаран смотрел носом вперед, и помогают грести. Когда я сидел сзади, понравилось меньше – с непривычки много усилий уходит на слежение за поведением катамарана, нет времени нормально смотреть по сторонам и считать ворон.
Добрую треть времени дул встречный ветер. Иногда его сила была такова, что проще было просто «упереться» веслами в воду, чтобы не сдувало назад. В остальное время упорно гребли «вон до того поворота, там гора ветер закроет». Кстати, пейзажи средне-живописны, но не блещут разнообразием. Большая часть поворотов, например, направо, выглядят следующим образом: слева крутая скала, справа пологий берег. Ну и наоборот. Но когда пошерстил фотографии, почему-то ни одной такой не нашел… Странно. Или это был один поворот, который гонялся за нами по всей речке, охмуряя по дороге, дабы не попасть на фотографию и не быть уличенным в нарушении законов физики?.. Гм…
Вернусь с длинных описаний, обратно к первому дню…
Первая небольшая остановка. 14:00
Дальше не помню. После «не помню» небольшой живописный порожек
А далее 16:00, остановка уже на генеральный привал. У Кати на голове нарисовалась зверюга. Ящер неископаемых пород
Он же на руке, как ни странно, не укушенной
Просто несколько фотографий с места стоянки и чуть отойдя от оной
На полкилометра ранее по течению на другом берегу обнаружились туристы на машинах
Мы после ужина
Про костер помню только банальность: он постоянно дул дымом либо в какую-нибудь произвольную сторону, либо начинал преследовать конкретного человека, который от этого дыма пытался ходить хороводами вокруг него.
И еще, я ворчал на всех и на воду: дно котелка было абсолютно невидимое, цвет воды в оном в сравнении с рекой, откуда вода была вода набрана, ну вы поняли. Хотя, чай никаких нехороших привкусов не имел. Кстати, питание было более чем. И количество, и качество… Да, на природе все съешь, но все же. Даже если это была рисовая каша с утра, то она была на сгущенке и с сухофруктами. Все вполне вкусно и питательно.
Сон… Несмотря на теплый спальник, холодно. На улице под утро слегка плюс. Лежать на спине, накрыв сверху спальник пуховиком, холодно совсем. Спать на боку, поджав ноги, теплее, но, несмотря на пенку, очень сильно отлеживаешь кости. Но, на удивление, даже не простыл.
Следующий день. Порог. Мы вышли на берег, осматриваем место будущего прохода
Наши смотрят, что-то обсуждают. Я пользуюсь тем, что все рано мало что понимаю, потому хожу фотографирую, про порог скажут знающие люди, когда нужно будет.
Смотрю наверх. Сама речка с ее порогом выглядит довольно незамысловато, в смысле «на вид все просто», но что-то мне подсказывает, что бывает по-разному, о чем непрозрачно намекает вон та «пирамидка»
Пока суд да дело, еще чья-то команда проходит порог
Фотограф Серега ждет проплыва наших команд
Некоторые катамараны переносили назад по суше несколько раз, чтобы потренироваться в прохождении порога. Т.к. я снимал видео, единственная фотография наших и та смазана. Потому просто приведу кадр из видео
Ощущение от прохода порога от себя… Течение не скорое. Брызги. Катамаран немного зарывается носом в волны, но вода ни разу не поднялась выше болотных сапог, так что репутацию не подмочила. В местах порогов вода часто меняет направление движения в соответствии с камнями. Проходить порог желательно строго носом вперед. При этом перевернуться, во всяком случае на таких порогах, мне видится невозможным. Вода была довольно мелкая, но и спокойная, так что и проходили мы без особых проблем, разве что в одном месте сели на камень и добрых полминуты пытались с него слезть. Короче, много шума воды, брызг и чьего-то крика: «Греби-греби!.. Стоп!.. Таба-ань! Во-от… А теперь выгребай, выгребай!..»
Проплываем мимо чьего-то стойбища
Небольшая остановка
На которой Артас и Серега рекламируют здоровый образ жизни
И параллельно ждем опаздывающих, вон они
Спускаемся на воду. На реке
Деревня по левому борту
Антенны есть, хлеба на продажу нет.
Еще одна небольшая пауза на берегу
Всё, вечер, привал
Если смотреть в другую сторону, там не привал, а радуга
День 3. Выплыли
В тот день фотографий было мало, а мы треть дня воевали со встречным ветром. На самом деле я точно не помню, в какой именно день началась эта война, помню только, что то его не было, то, редко, он дул в спину, то часами приходилось грести против него.
Слева кто-то что-то строит
Очередная небольшая высадка на берег. Группа катамаранов проплывает мимо, поставив один на всех мотор. Ишь, читеры
Еще одна высадка. Помню только, что сразу от берега был большой такой земляной холм, с которого открывался хороший обзор на реку, но с не очень удачной фотографией
Наши там что-то посмотрел, куда-то походили… плывем дальше.
Очередной поиск места для стоянки. Гуляем по берегу, оный берег выглядит довольно неубедительно – камень, ветер и вообще, как говаривал один мой знакомый: «полный бесперспективняк». Но с этого берега на противоположном чуть дальше по течению видно что-то странное, напоминающее с расстояния трансформаторную будку
Решили причалить, посмотреть. Подъем на плошадку по земляным ступеням… А там, можно сказать, внезапно… «Трансформаторная будка» оказалась в пределах возможного для полевых условий оборудованным туалетом – ну это предсказуемо, не трансформаторная же будка там. Но что не было видно с воды и с другого берега: столик, лавки, некоторое подобие ямы-холодильника, смотанная скотчем конструкция из березовых веток, которую можно превратить в подобие беседки, отдельно стоящая баня из сложенных камней и такой же реечной конструкции. Короче, это мы удачно зашли.
Было решено остаться там на два дня, благо лучше места все равно найти на всей реке бы, наверное, не получилось
Куча валяющихся в округе веток превратилась в кучу же дров для костра под столом (или эту кучу не наши собрали, и она там уже была, не помню уже). Застолье в самом разгаре
К тому же у одного нашего товарища, Игоря, как раз недавно был день рождения. На месте собрали некоторое подобие торта из подручных печений и сгущенок. Слева «L»
Классика жанра, хотя это уже не по моей части, т.к. я не знаю ни одного автора и ни одной песни, т.к. групп не знаю, бардов не знаю, а интерес к ним имею где-то на уровне знаний их, ну вы поняли… Короче, Юля исполняет
Знаю про Августина и Интернационал на паре языков. Да, кстати, по результатам Августин был встречен вполне тепло, да. Ниче не знаю… Знаю только, что я был назначен в на следующий день дежурным, но благополучно попутал, на сколько надо было поставить будильник, проспал ровно до чуть ироничного возгласа Ильи: «Игнат, иди есть!», после чего секунд 10 тупо смотрел на будильник, который как раз через 5 минут собирался прозвенеть… Короче, неудобно вышло.
Да, кстати… На этой фотографии, сделанной, естественно, не мной, изображен один непутевый дежурный, последним идущий в направлении завтрака с очень серьезным лицом и замерзшим выражением пуховика
Полтора дня прошли незаметно. И фотографии, собственно, со второго дня и есть. Разве что фотография «непутевого дежурного» – с третьего дня. А про первый помню только, что катамараны и сумки наверх вечером затаскивали.
Паша и Саша, то ли в первый, то ли во второй день сплавали на противоположный берег, побродили по местным холмам. Фотография от Паши нашей стоянки с другого берега и холма
День следующий, он же пятый.
Обычные пейзажи, в данном случае снятые в упор
Небольшая высадка на берег, тающая ледяная глыба, разбитая вдребезги и припорошенная небольшим количеством фотошопа
Галя на этом же фоне, фотошоп уже сдуло
И до самой генеральной стоянки ни одной фотографии… Дело в том, что у меня нет водозащитного… да ладно, вообще нет чехла для камеры, потому она хранилась наподобие Кощеевой смерти. В результате, пока эту утку из зайца достанешь, а потом обратно положишь… Так что я решил, что окружающих красот сфотографировано достаточно, а заяц пусть темпераментно общается с уткой.
Место нашей предпоследней стоянки. Неподалеку от берега норка какого-то мелкого зверька, много муравейников – где хочешь, там палатку и ставь.
Живописно-вечерний вид на поле (идея фотографии благополучно свистнута вроде бы у Кати)
Пока я ходил по лугам, мимо в направлении нашей стоянки проехал мотоциклист. Посмотрел на нас с расстояния метров 200 и уехал. Потом на старом жигуленке приехал местный дядька. Когда я пришел, он уже уезжал. «А че он приезжал?» – «Да интересовался, может привезти чего из деревни. Сказали, что у нас все есть. Он грустный уехал». Чего-то мне вспомнилось из одного старого текста из глубин инета: «злой лесник ушел бить морду медведю». «Спросил только напоследок, не видели ли мы мотоциклиста».
Вечер все как обычно. Вспоминая о здоровом образе жизни, приняли по 3 мелкие походные рюмочки настойки, перешли на чай. На свет появилась пачка печенья, вызвавшая мой недюжинный интерес, т.к., хоть никто этого и не скажет, но я, как и Винни-Пух, всегда не прочь немного подкрепиться. Тем более печенье к чаю. Но когда на свет появилась извлеченная Петей из каких-то недр банка сгущенки, тут я уже совсем не выдержал: «О!.. Wacht auf Verdammte dieser E-erde!..». Дружный хохот в зале, я радостно открываю банку.
На следующее утро приезжал все тот же мужик на Шестерке, посмотрел на одну из наших палаток, сказал: «Не ставьте так палатку далеко, тот по ночам, бывает, мишки ходят».
Предпоследний день путешествия, он же шестой. Опять полдня воевали с ветром, «надо догрести до во-он того поворота». В каком-то месте просто кружились по течению, т.к. наша команда благополучно растянулась, и торопиться было уже особо некуда. В каком-то месте то ли мы догнали, то ли нас догнали Саша и Паша
Все так же против ветра гребли мимо какого-то белого камня, который я все же сфотографировал. Да, знаю, ценнейший экспонат
Опять же, пейзажи «вдоль дороги»
Какой-то носатый табанщик
Небольшая высадка. Ждем оставшихся. Вон они вдалеке
Пока мы на берегу, мимо нас проплывают. Трое в лодке не считая баскервилля
Типичный поворот налево, я такие повороты описывал где-то далеко выше
Что-то уже явно зеленеет на скальных склонах. Хотя, разные оттенки зелени от салатного до изумрудного (причем на одной скале) встречались и раньше
Ближе к концу дня преодолели порог, который вроде называется Баракал. Т.к. я опять снимал видео и ругался на то, что забыл зарядить батарейку, фото нет. Есть только пара кадров, вытащенных из видео
В тот день уже было так тепло, что я снял ветровку. Так что и ночью было спать вполне комфортно. Можно было даже спать на спине, не опасаясь замерзнуть.
Сухо, тепло и медведица
Ночевка была всего в нескольких километрах от конечной точки маршрута, деревне с чуть лучше первой запоминающимся названием Янтышево, поэтому на следующее утро нам нужно было проплыть всего-ничего, плюс, если все верно помню, вышли рано, чтобы успеть до того как проснется встречный ветер. Через пару часов мы уже были на месте, в 500 метрах от деревни на берегу на мелких камнях
От берега в поле отходила накатанная дорожка
Ближе к приезду ожидаемой нами маршрутки, в гости стали подбредать местные коровы, но их фотографий история не сохранила.
Собственно, вид на поле. Позади деревня… Между деревней и мною – свалка. Поэтому фотографировал поле
Всё. Слева стоит маршрутка, фотоаппарат нацелен на нас водителем Женей. Финальный кадр с места событий
Далее, долгая дорога домой… Мы покидаем территорию хорошей погоды где-то под Южноуральском
На фоне видно мегалитическое здание элеватора.
В Челябинске на тот момент довольно прохладно и вроде бы даже дождливо, но домашний уют ждет нас.
Хотелось бы завершить повествование какой-то позитивной картинкой под соответствующее настроение, но последняя обнаруженная фотография, сделанная в маршрутке, явно просится, чтобы под ней подписали «Мордор налево»
И действительно, Челябинск встретил нас дождями и промозглой погодой. Но это было уже потом.