Найти в Дзене
PRo изнанку

На крыльях бизнес-авиации: куда летали "олигархи" в период самоизоляции ?

Когда на нас обрушилась пандемия, и «большая» авиация почти остановилась, на помощь «застрявшим» в разных странах пассажирам пришли бизнес-джеты. На смену огромным Airbus и Boeing прилетели изящные Falcon, прагматичные Bombardier, юркие Cessna и харизматичные HondaJet. Именно они выполняли «вывозные» рейсы оттуда, куда большие лайнеры уже не летали.

Изящный "француз" Falcon набирает высоту, фото Дмитрия Петроченко.
Изящный "француз" Falcon набирает высоту, фото Дмитрия Петроченко.

Но в этом посте речь пойдет не о вывозных рейсах бизнес-авиации, а о мифе, который нет-нет да и проскользнет: якобы некоторые наши сограждане не прекращали летать в другие страны даже в период самоизоляции. И путешествовали они не на регулярных рейсах, которых к тому моменту почти не осталось, а на бизнес-джетах. То есть речь не о вывозных рейсах, а о туристических поездках по миру в период пандемии.

Подтвердить или опровергнуть этот миф я попросила Алишера Эльмурадова, управляющего партнера брокерской компании LLJets, который сообщил:

"Правила одинаковые для большой авиации и бизнес-джетов. Другое дело, что некоторые наши соотечественники являются гражданами других государств и предпочли улететь к себе на «вторую» родину. Они не могли это сделать регулярными рейсами гражданской авиации, которая приостановили свои полеты в связи с недостатком спроса. Бизнес-авиация не останавливалась все это время. Только надо иметь в виду, что каждый полет проходил в соответствие с требованиями, действовавшими на тот момент в России и странах, в которые или из которых осуществлялся перелет».
На борту бизнес-джета Global. Фото принадлежит Aman Resorts
На борту бизнес-джета Global. Фото принадлежит Aman Resorts

Право на вылет имели соотечественники с двойным гражданством, с ПМЖ в зарубежных странах, а также имеющие детей, которые проходили в этот период обучение за границей

Перед каждым рейсом список пассажиров подавался в специальную государственную комиссию, которая принимала решение по каждому пассажиру. В обход требований ни за какие деньги улететь было невозможно.

Представитель LLJets рассказал о трех этапах перевозок во время пандемии:

"С конца марта по первую половину апреля была Москва все летели «ото всюду в Москву». Потом произошел сильный спад – до конца апреля практически никто не летал. Разве в исключительных случаях на лечение, например, у нас было несколько таких рейсов в Германию. Затем – с мая – начались полеты по России: и здесь «топовые» направления остались такими же, как и в предыдущие годы, пандемия их не изменила – это Крым, Сочи, Санкт-Петербург».

Частная авиация, не прекращавшая летать даже в апреле, также как и большая авиация несла убытки: часть бизнес-джетов была поставлена на прикол, а экипажи находились в отпусках. Но никто из крупных игроков рынка не обанкротился.

Харизматичный HondaJet. Фото Aim of Emperor
Харизматичный HondaJet. Фото Aim of Emperor

Как только в России начались послабления режима самоизоляции, у частной авиации появились заказчики на ранее не востребованные среди бизнес-туристов маршруты – на Алтай и Камчатку, но они, скорее исключение, так как такие перелеты обходятся достаточно дорого.

Зная о том, что владельцы частных самолетов отдают их в управление компаниям, которые минимизируя затраты на содержание джетов, организуют в них перелеты других пассажиров, я не удержалась и задала Алишеру вопрос: "Может ли бизнесмен средней руки арендовать самолет "олигарха"? Сколько это будет ему стоить?"

Вот какой ответ получила:

"Конечно. Он может арендовать, например, самолет в Черногорию стоимостью от 15 000 евро. А можно и дешевле - сейчас набирают оборот объединения пассажиров группами для совместного бронирования одного борта. В таком случае та же Черногория будет стоить от 3500 евро за одно кресло. Это уже любой бизнесмен может себе позволить: самому полететь или отправить жену с ребенком. Перелет в Дубаи на объединенном рейсе будет стоить от 6500 Евро, в Европу в среднем от 4500-5000 евро. На популярных направлениях такие рейсы выполняются бизнес- авиацией уже регулярно с частотой 1 раз в неделю. Но при наличии разрешающих документов в период ограничений из-за COVID".

Ставьте лайк, если узнали что-то новое и интересное. А пока я пишу публикацию по новым направлениям, которые вот вот откроются для российских туристов, приглашаю прочитать предостережение знакомой стюардессы от полетов в Турцию.