Учёный Герман Эббингауз еще в конце 19 века составил кривую забывания. Он провел ряд исследований и выяснил, что уже через час мы забываем 55% услышанного на лекции или прочитанного в книге. Если не вести конспект, то вернувшись через месяц к изучаемой теме, вы будете как будто смотреть заново и смутно помнить вот эти вот 5%.
Это происходит потому, что наша краткосрочная память устроена по принципу воронки, и вся информация не попадает в долгосрочную память, а просачивается буквально маленький процент. Большинство изученной информации просто улетучивается и, с одной стороны, это хорошо, так как помогает нам не избегать перегрузок и отсеивания ненужной, неактуальной информации, но, с другой стороны, мы теряем и эту информацию, которая нам действительно необходима. Для того чтобы мы не теряли и необходимо составлять конспекты.
И, в первую очередь, мы должны себе задать вопрос — зачем я это читаю эту книгу или слушаю лекцию? Что я хочу с этого получить? Ведь когда мы знаем конечную цель, тогда мы будем понимать, что действительно важное и главное для нас и что мы хотим сохранить для себя на будущее. Зачем и какую цель вы преследуете, в конечном счете, влияет на выбор информации, на структуру вашего конспекта.
Информацию, которую мы получаем из учебника или книги можно сравнить с бегущей строкой новостной ленты, которая несет какой-то смысл, но пролетает мимо вас. При прочтении учебника или прослушивания лекции у вас просто идет поток информации, и вы просто не в состоянии зафиксировать всё¸ что важно.
Ваша задача — когда вы читаете книгу, ухватить те мысли, которые вам кажутся интересными и зафиксировать их. В этом момент вы ещё их не запоминайте. Вы только выделяете то, что более-менее важно. Вам нужно только направить на это внимание и выделять прямо в книге эти моменты, можно фломастером или маркером 📑 В результате, когда вы возвращаетесь и видите выделения цветом, то ваш мозг знает, на какой абзац должен обратить внимание.
Ещё некоторые рекомендуют наклеивать стикеры на интересные страницы, но это не работает потому, что их просто прилепляют на пустую страницу, где ничего не выделено и в итоге вам придется перечитывать снова весь этот кусок. Если вам кажется, что вы запомните, то поверьте — это вам только кажется. При повторном прочитывании через некоторое время, вы будете видеть эту страницу как будто первый раз. Поэтому лучше выделить фломастером и затем вернуться к этому источнику.
Мой лайфхак составления конспекта 👉
В телефоне делаю папку под скриншоты. Когда я читаю электронный учебник или статью с телефона, то сначала делаю скриншот название главы, чтобы знать, что за информация, которая последует дальше. Теперь я знаю, что за книга у меня в этой папке. Когда я сажусь делать конспект, то заново пересматриваю эту папку, начиная с первого скриншота с названием главы. Когда конспект готов — удаляю эти фото из галереи, чтобы не засорять телефон.
А вы делаете конспекты? Помогает выучить материал и запомнить? Пишите в комментариях 😉