Второй год подряд на старых стенах областного центра оживают причудливые образы, а на слуху горожан особенно часто звучит слово «мурал». В этот раз участники фестиваля стрит-арта «Страницы истории» трудились не только в Великом Новгороде, но и в соседних городах региона. Как и в прошлом году, волей мастерства и фантазии на серых фасадах поселились персонажи и личности, связанные с Новгородчиной.
Взгляд, устремленный в небо
Контуры самолета ИЛ-76 только намечены, а стальная птица, кажется, уже рассекает небосвод. Тем более, что приобретающая с каждым штрихом реалистичность синева словно продолжает небо над Великим Новгородом. Вопреки опасениям проходящих мимо скептиков мурал на Завокзальной улице довольно органично вписывается в окружающее пространство. Изображение видно не только посетителям парка Юности, но и прибывающим пассажирам.
Новгородский мастер стрит-арта Антон Макушин участвует в фестивале второй год. Его «кисти» принадлежит Александр Невский на Каберова-Власьевской улице. В этот раз молодой человек решил воздать должное истории современной.
– Некогда в Кречевицах был военно-транспортный авиационный полк. Мой отец там служил. Настоящий сюжет задуман как память о тех днях. Вместе с тем, каждый почерпнет здесь что-то свое. Все любят посмотреть в небо, пофантазировать, проводив глазами удаляющийся самолет. Одни на фасаде увидят мальчика, который провожает отца, другие – ребенка, мечтающего стать пилотом, – делится художник.
Не вопреки, а по желанию
Великий Новгород, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Иваново, Краснодар, Волгоград, Уфа, Красноярск, Владивосток – география участников фестиваля этого года впечатляет. Как сообщили в министерстве спорта и молодежной политики Новгородской области, всего над преображением городских пейзажей в этом году трудились 15 художников. Расширилось и поле для творчества: второй фестиваль помимо Великого Новгорода охватил также Боровичи, Старую Руссу и Валдай, с которого в этом году и стартовали.
Кстати. Организаторы фестиваля «Страницы истории»: министерство спорта и молодежной политики Новгородской области, АНО «Центр развития культурных инициатив» и творческая команда граффити-райтеров Desarte365.
Предшествовали всему конкурс, на котором жюри из числа архитекторов, художников и представителей профильных ведомств региона отобрало 11 лучших эскизов, а также подготовительная работа в каждом из городов. По словам председателя комитета по управлению городским хозяйством администрации Великого Новгорода Алексея Тейдера, в числе задач было предоставить подходящие мастерам площади и при этом учесть пожелания горожан.
– Фасады для нанесения изображений выбирались, исходя из целесообразности и расположения домов. Также учитывались письменные согласия их жильцов на участие в фестивале. Предварительно мы договаривались с собственниками жилых помещений и представителями многоквартирных домов. В дальнейшем уже сами управляющие организации помогали художникам, огораживали территории, информировали владельцев транспорта о грядущих работах, – рассказал Алексей Тейдер.
Что касается сохранности таких произведений, обеспечит ее долговечная фасадная краска. А если кто-то позарится на арт-объект, испортить его будет непросто – работать придется с высоты. На всякий же случай есть связь с готовыми устранить следы покушений новгородскими мастерами стрит-арта.
Кстати. В этом году участники фестиваля подарили муралы четырем городам Новгородской области: 2 – Валдаю, 5 – Боровичам, 3 – Великому Новгороду и 1 – Старой Руссе.
Привет с Кораллового моря
На улице Нехинской в Великом Новгороде в работе было целых два фасада. За все дни к художникам не иссякала вереница любопытных горожан. Многие изображенного уроженца Новгородской губернии, этнографа и путешественника, на удивление, узнавали.
– Николая Миклухо-Маклая героем мурала мы задумывали сделать изначально. Ассоциации мигом дополнили образ: компас, карта, судно и новогвинейские мотивы как нельзя лучше отражают суть его путешествий. Над узорами мы работали особенно тщательно, изучили много материалов в Сети, хотели добиться достоверности, – рассказывает художница из Волгограда Яна Шалагинова.
Над этим образом трудились трое. Молодой мастер из Иваново Александр Гущин в нашем городе, как и на фестивале, впервые. Появившиеся год назад на стенах зданий изображения, по мнению художника, органично вписываются в городской пейзаж и подкрепляют историю.
– Подобное я наблюдал в Нижнем Новгороде, где однако в плане тематики работ нет какого-то единства. Здесь же, несмотря на разные стили, впечатляет органичность и целостность. Думаю, со своей задачей – преподносить историю с непривычного ракурса – фестиваль справляется замечательно, – говорит Александр.
Просвещая неравнодушных
Публика стрит-арт или «уличное искусство» всегда воспринимает неоднозначно, отмечают мастера. Наряду с восторгами, которые всегда окрыляют, хватает и негатива. Иные жители, спеша поделиться мнением, откровенно досадуют: «Классные же были кирпичи». Эта фраза даже стала шуточным девизом команды участников настоящего стрит-арт фестиваля.
– Если быть точным, все же следует говорить «паблик-арт», – поправляет идейный вдохновитель и соорганизатор мероприятия, руководитель творческого объединения Desarte365 Александр Милицин. – «Публичное искусство» – это целая культура, довольно далеко уходящая в прошлое своими корнями. Своеобразной ее разновидностью в Советском периоде вполне можно считать популярные тогда мозаичные панно. Суть паблик-арта – понятный контент для всех целевых аудиторий.
За плечами Александра 20 лет опыта, ряд фестивалей в России и Европе. В нашей стране участники объединения подарили яркие образы зданиям самых разных городов от Заполярья до Дальнего Востока.
Сегодня паблик-арт бурно развивается во всем мире. В нашей стране он также набирает обороты. В обеих столицах и Екатеринбурге, например, даже существует практика, когда застройщики многоэтажных жилых комплексов прибегают к услугам художников, дабы те «освежили» однообразную архитектуру. Своей миссией команда Desarte365 видит необходимость нести новый культурный код в другие регионы России.
Кстати. Если граффити (текстовую метку или шрифтовую композицию) и стрит-арт никто не заказывает, и подобный творческий акт всегда сродни вторжению в имидж города, то паблик-арт являет собой согласованную масштабную работу, выполненную для широкого круга зрителей и вписывающуюся в окружающее пространство.
Говоря о недовольстве и хейте (проявлении ненависти), Александр Милицин отмечает: они – неизменные спутники деятелей такого рода искусства. Главное здесь – нет безразличия.
– Людям требуется время, чтобы привыкнуть к новому пространству, осмыслить его, а порой и узнать нечто большее, – заключает мастер. – Когда за работой к нам подходят и спрашивают: «Кто это?», понимаешь, что помимо эстетики привносишь еще и образовательный момент. Ведь это ли не лучший способ сделать историю ближе и интереснее людям?
Ксения ПУГАЧ
Анна ЩЕЛКАНОВА (фото)
Еще больше фото - здесь