Найти тему
История г. Павлово

Каменные заборы старого Павлова

Исторический центр Павлова, сохраняя застройку каменную и полукаменную, теряет с каждым годом не только детали фасадов архитектурных достопримечательностей, но и малые архитектурные формы – каменные заборы с арками ворот и калиток.

Эстетика каменного забора для центра современного Павлова особенно актуальна – идёт бурная застройка исторических улочек города. Заборы из профилированного металлического листа не оскорбляют, казалось бы глаз, но и не радуют его – ступенчатая хаотичность конструкции, да унылость без малейшего намека на ритм и акценты.

Архитектурный стилевой ряд декора памятников зодчества, как правило, находит продолжение в архитектуре сопутствующих им малых форм. Яркий пример этого, дошедший без изменений до наших дней, каменный, трёхметровой высоты, забор усадьбы купца В.И. Гомулина (ул. Красноармейская, 6) с двумя арочными воротами – завершающий декор которых в точности повторяет формы аттиков зданий усадьбы – вазоны, белокаменные и кованые элементы (фото No1). Полотно стены забора членится столбами, тем самым разбивая однообразие поясков из сухариков, поребриков и белокаменных вставок, декорирующих верхнюю часть забора. Двускатная крыша забора над столбами заменяется на более сложную форму – столбы имеют треугольные фронтончики. Цоколь более массивный в сравнении со стеной и столбами, выступающими из плоскости забора, со стороны улицы облицовывается белокаменными квадрами. Простой конструктивно, забор имеет активный декор, усложняющийся в верхней своей части. По сути, каменная ограда усадьбы 1885 г.п. уже сама по себе является памятником архитектуры академической эклектики.

Фото №1. Фрагмент забора усадьбы В.И. Гомулина – ул. Красноарейская, 6.
2012 г. Фото автора.
Фото №1. Фрагмент забора усадьбы В.И. Гомулина – ул. Красноарейская, 6. 2012 г. Фото автора.

По этой же улице, Красноармейской между домами, некогда принадлежавшими купцу П.В. Щёткину – No14 и 16 – каменный забор с арочными воротами держал в начале прошлого века красную линию застройки. На старой фотографии (фото No2) можно видеть, как забор из красного кирпича, загораживая внутренний двор между домами (вероятно, такой же неряшливый, каков он и на сегодняшний день) – был украшением улицы, продолжая в своей архитектуре тему рустирования (разбивка стены на выступающие прямоугольники) углов здания, к которому он примыкал. На том же фото начала ХХ века можно видеть чугунные столбы, ограждающие тротуар от проезжей части улицы – пешеходная часть занимала не более метра от ширины узенькой улочки. Сейчас оградкой, напоминающей кладбищенскую, огорожена мёртвая, не используемая зона, крадущая, у проезжей части улицы не менее 2-х метров её ширины.

Фото №2. Дома купца П.В. Щеткина – ул. Красноармейская, 14 и 16.
Нач. ХХ века. Репродукция с открытки изд. Кампель.
Фото №2. Дома купца П.В. Щеткина – ул. Красноармейская, 14 и 16. Нач. ХХ века. Репродукция с открытки изд. Кампель.

Рушится со временем ряд дореволюционной постройки каменных оград разной степени сохранности. В хорошем состоянии парадные каменные ворота с лежачей аркой дома No 7 на ул. Крупской (дом И.И. Калякина). Штукатурка, скрывающая кирпичную кладку арки, консервирует, сохраняет конструкцию (фото No3). В хорошем состоянии краснокирпичная лучковая арка между бывшими домами Анучиных – No1 и No3 на улице Шмидта. По той же улице Шмидта здание No6 (бывшая женская богадельня, построенная на средства Г.Н. Рябининой в 1892 г.) уже утратило красивую въездную арку, с иконой на фронтоне. Ворота забора дома No20 по улице Красноармейской (усадьба производителя весовых коромысел И.К. Подкладкина), высота проездной арки которых под четыре метра, вкупе с двухэтажным в кирпичном стиле жилым домом прекрасно просматриваются с любой точки Центральной площади. Они являются достойной исторической составляющей архитектурного ансамбля площади застроенной в целом в советские и постсоветские времена.

Фото №3. Здание бывшей частной женской прогимназии – ул. Крупской, 7.
Начало ХХ века. Репродукция с открытки изд.Кампель.
Фото №3. Здание бывшей частной женской прогимназии – ул. Крупской, 7. Начало ХХ века. Репродукция с открытки изд.Кампель.

Украшением центральной площади мог бы быть и каменный забор с аркатурой различных размеров и высот (аркатура – ряд ложных декоративных арок) – дома No13 на улице Шмидта. Но в период социализма на «красное» место была водружена доска почёта – порождение этого самого социализма, дизайн которой говорит о той культуре, которая историческое наследие и все его достижения вообще в расчёт не брала. В центральной части каменного забора (фото No4) – пять доминирующих по высоте арок с декоративным набором классических арочных элементов – это замок (центральный клинообразный камень), импост – пята арки и пр. По сторонам аркатуры центральной – аркатура более скромно декорированная, а начинается и заканчивается забор невысокими глухими, возможно фальш-арками, хотя это вполне могут быть арочные проёмы калиток. Мотивы декора здания фабрики наследников Д.Д. Кондратова, фасад которого имеет множество круглых и полуциркульных элементов, повторяются в оформлении забора, формируя архитектурный ансамбль. Нынешняя покраска ансамбля не соответствует художественным приёмам того периода времени, когда он возводился – выступающий из плоскости стены декор, т.е. более приближенный к зрителю визуально должен быть более светлым (например белым), чтобы он смотрелся ещё более фактурным. Иначе в чём смысл рельефа, если тёмная покраска топит его в плоскости стены?

Фото №4. Каменный забор фабрики наследников Д.Д. Кондратова, ул. Шмидта, 13. 2014 г. Фото автора.
Фото №4. Каменный забор фабрики наследников Д.Д. Кондратова, ул. Шмидта, 13. 2014 г. Фото автора.

Каменный забор между домом и флигелем усадьбы Карачистова зд. 14 и 16 на узкой улочке Ленина (с односторонним движением), с пилястрами, с аркой проездных ворот, с двумя узкими проёмами калиток (шириной не более 60 сантиметров) уже очень в плохом состоянии. Но красота пропорций композиции этого сооружения конца ХVIII века – сложный карниз, как бы подводящий ваш взгляд к возвышающимся над столбами тумбам, заставляет воочию увидеть культурные традиции павловского зодчества прошлых веков.

Выверенная веками красота архитектуры формирует вкус горожанина. Зачастую именно то, что находится на уровне глаз прохожего, попадает в поле его зрения – а это как раз те самые заборы, которые могут либо быть носителями высокой архитектуры, либо же обезличивать наши улицы.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц