Найти тему
Иван Гвоздь

Тяжелые симптомы сталинизма в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Vol.1

25 июля 2013 представители ФСБ передали Министерству культуры рукописи романа «Жизнь и судьба»
Википедия

INTRO

Опубликовав накануне 9 мая статью про книгу Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», я словно выпустил злобного джинна из бутылки. Разгорелась ожесточенная полемика в комментариях, доходившая до личных оскорблений. В комментариях, чаще всего отбиваясь, я приводил параллели между «Прокляты и убиты» и романом-эпопеей – «Жизнь и судьба». Написаны они абсолютно по-разному. В отличие от Астафьева, тема боев и Сталинградской битвы подана у Гроссмана вполне политкорректно. Он тонко выписывает характеры «подленьких» комиссаров, но не уходит в злобу и жесть, как Астафьев. Кроме войны, Гроссман поднимает множество других нравственных тем, которые, по сути, и являются для него наиболее важными, где война – лишь декорация и проявитель человека, с его индивидуальным нравственным и интеллектуальным миром.

Василий Гроссман
Василий Гроссман

Поэтому, говорить, что роман Гроссмана исключительно военный, я считаю неправильным. И если в «Прокляты и убиты» разум поражают астафьевские описания войны и солдатского быта, то в «Жизнь судьба» меня пробирали описания жизни в тоталитарном сталинском государстве. «Жизнь и судьба» достойный повод, чтобы коснуться темы сталинизма. По крайне мере можно узнать хоть что-то со слов очевидца, который осмыслил и качественно запечатлел эти нелегкие для страны времена. Все же лучше, чем верить на слово диванным экспертам-современникам.

Национализм.

Гроссман в своем романе, возможно, был первым, кто сравнил фашизм со сталинизмом. Вначале 60-х годов его рукопись передали из редакции «Нового мира» прямиком в КГБ. На карьере писателя была поставлена точка. Обратите внимание, что 1960 год – период оттепели. Гроссман слишком ушел в левый крен и этого ему не могли простить. Нельзя было просто так указать, что сталинизм – это полное извращение учения Ленина-Маркса и уход в правую сторону. Но еврей Гроссман был дальнозорок и имел хорошее чутье на фашизм. То, что не почуял бы русский по национальности писатель, уловил писатель еврейского происхождения: переход от интернационализма к крайним формам национализма. Это вылилось в эпизод, когда один из персонажей романа "Жизнь и судьба" штурмбанфюрер Лисс описывает старому большевику Мостовскому, чем сталинская политика похожа на национал-социалистическую.

Лисс:

- Тех немецких коммунистов, которых  мы  посадили  в  лагерь,  вы  тоже посадили в лагерь в тридцать седьмом году. Ежов посадил их,  и рейхсфюрер Гиммлер посадил их... Будьте гегельянцем, учитель.
- И над нашим народным государством красное рабочее знамя, и мы зовем к национальному и трудовому  подвигу  и  единству,  и  мы  говорим:  "Партия выражает мечту немецкого рабочего". И вы говорите: "Народность, труд". Вы, как и мы, знаете: национализм - главная сила двадцатого века.  Национализм - душа эпохи! Социализм в одной стране - высшее выражение национализма!

Представление Гроссмана о свободе. О свободе он размышляет часто в своем романе и противопоставляет ее как фашизму, так и сталинизму:

Человеческие объединения, их смысл определены лишь одной главной целью,- завоевать людям право быть разными,  особыми,  по-своему,  по-отдельному чувствовать, думать, жить на свете. Чтобы завоевать это  право,  или  отстоять  его,  или  расширить,  люди объединяются. И тут рождается ужасный,  но  могучий  предрассудок,  что  в таком объединении во имя расы, Бога, партии, государства - смысл жизни,  а не средство. Нет, нет, нет! В человеке, в его скромной особенности, в  его праве на эту особенность - единственный, истинный и вечный смысл борьбы за жизнь.
-3

Если вы проанализируете ход истории, небольшой отрезок от конца 20-х к началу 40-х годов 20 века, то от вас не уйдет, как менялась сталинская политика от «коренизации» к «русификации». Если изначально, в первое десятилетие советской власти перед большевиками стояла задача внедрения в республиках местной культуры, местного языка и самоуправления, то в дальнейшем все шло к укреплению централизованной власти и к обратному процессу – насаждению русского языка и культуры. Вместо республиканского правительства вновь пришли к имперскому:

Война ускорила  процесс  переосмысливания  действительности,  подспудно шедший уже в довоенное время, ускорила проявление национального  сознания, - слово "русский" вновь обрело живое содержание. Сперва, в пору отступления, это  слово  связывалось  большей  частью  с отрицательными определениями: российской отсталости, неразберихи, русского бездорожья, русского "авось"...  Но,  проявившись,  национальное  сознание ждало дня военного праздника. Государство также шло к самосознанию в новых категориях. Национальное сознание проявляется как могучая и прекрасная сила  в  дни народных бедствий. Народное национальное сознание в такую пору  прекрасно, потому что оно  человечно,  а  не  потому,  что  оно  национально.  Это  - человеческое достоинство, человеческая верность свободе, человеческая вера в добро, проявляющиеся в форме национального сознания. Но  пробудившееся  в  годы   бедствий   национальное   сознание   может развиваться многообразно. Нет спору, что  у  начальника  отдела  кадров,  оберегающего  коллектив учреждения от космополитов и буржуазных националистов, и у  красноармейца, отстаивающего Сталинград, по-разному проявляется национальное сознание. Жизнь советской державы отнесла пробуждение  национального  сознания  к тем задачам, которые стояли перед государством в его послевоенной жизни, - его борьбе за идею национального суверенитета, в  утверждении  советского, русского во всех областях жизни. Все эти задачи возникли не вдруг в военное и  послевоенное  время,  они возникли до войны, когда события в деревне, создание отечественной тяжелой промышленности,  приход  новых  кадров   знаменовали   торжество   уклада, определенного Сталиным как социализм в одной стране. Родимые пятна российской социал-демократии были сняты, удалены. И  именно  в  пору  сталинградского  перелома,  в  пору,  когда   пламя Сталинграда было единственным сигналом свободы  в  царстве  тьмы,  открыто начался этот процесс переосмысления. Логика развития привела к тому, что народная  война,  достигнув  своего высшего  пафоса  во  время  сталинградской   обороны,   именно   в   этот, сталинградский  период  дала  возможность  Сталину  открыто  декларировать идеологию государственного национализма.

Продолжение здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/5e33c18856983f14761d09cb/tiajelye-simptomy-stalinizma-v-romane-v-grossmana-jizn-i-sudba-vol2-5f34c7eeab9b237aaded4eba