Найти в Дзене
Свободная школа

Задача, с которой не справляются школьники, но которую могут решить дошкольники

Всё-таки школа сильно морочит детям мозги. При решении математических задач у многих детей исчезает обычная житейская логика и начинается бессмысленный перебор "плюсов" и "минусов", а также других знаков в надежде, что они угадают. Приведу в пример задачу, которую не могут решить многие школьники вплоть до шестого класса, но дошкольник это сделал за минуту.

Прежде, чем не соглашаться со мной, проверьте ваших детей.

Задача

artzakaz.pro
artzakaz.pro

Дедушка поехал на дачу. Он выехал из города в 10 часов утра, а приехал на дачу в 2 часа дня. Сколько времени ехал дедушка?

Я предложила решить эту задачу своей ученице из четвёртого класса. Вот как она рассуждала:

- Надо от большего времени отнять меньшее. Значит, 10-2= 8. Дедушка ехал 8 часов.

- Неправильно! Надо от конечного времени отнять начальное, - подсказываю я.

- Точно! - отвечает ученица. - Значит, 2-10. А сколько будет 2-10?

Девочка в недоумении.

- Отрицательное число, - отвечаю я. - Это нам не подходит.

- Значит, надо сложить, - делает вывод девочка. - 10+2=12. Дедушка ехал 12 часов. Правильно?

- Нет.

- "Плюс" не подходит, "минус" не подходит, - вслух рассуждает девочка. - Тогда что же, "умножить"?

- Попробуй, - говорю я.

- Хорошо. 2 умножить на 10 будет 20. Значит, дедушка ехал на дачу 20 часов. Правильно?

- Давай обратимся к нашему жизненному опыту, - говорю я. - У вас в школе когда уроки начинаются?

- В полдевятого.

- Значит, в 8:30. А когда заканчиваются?

- В два часа.

- Разве ты сидишь в школе больше 20 часов?

- Нет, конечно!

- По твоим рассуждениям получается, что ты сидишь в школе больше 20 часов. Ты начала заниматься в школе в 8:30. А дедушка выехал на дачу гораздо позже - в 10 часов. А закончили свои дела вы одновременно. В два часа ты закончила учиться, а дедушка приехал на дачу. Дедушка был в дороге меньше, чем ты училась! Тогда откуда же 20 часов?

- Но вы сказали, что "плюс" не подходит, "минус" не подходит. Если "умножить" не подходит, тогда что? Разделить? Только я не знаю, 10 на 2 или 2 на 10?

- Деление тоже не подходит, - отвечаю я.

- А других действий я не знаю, - смутилась девочка. - Мы учили только сложение, вычитание, умножение и деление.

Так и не решила эту задачу моя четвероклассница. Приблизительно так же решали многие ученики начальной школы. Они никак не могли понять, в чём подвох.

Иногда я занимаюсь с дошкольниками подготовкой к школе. И я рискнула дать эту задачу шестилетнему мальчику, который только в следующем году собирался идти в школу. Мальчик не увидел в этой задаче ничего сложного. Он посмотрел вверх, подумал, а потом сказал:

- Четыре часа ехал дедушка.

Я была удивлена такому быстрому и правильному решению.

- Как ты посчитал? - спросила я.

- А вон на стене часы висят, - ответил мальчик, показав на обычные круглые часы со стрелками. - Я посчитал пальцем.

Думаю, комментарии излишни. Я только хочу заметить, что у школьников, которые безуспешно бились над этой задачей, перебирая все возможные действия, тоже на стенах висели часы, но никто не обратил на них внимания.