Найти тему
Блог Плюса

Пять главных песен. Про которые вы не знали, что это каверы

Оглавление

Поп-музыка всегда благосклонно относилась к кавер-версиям: артисты перепевали хиты друг друга, нередко давая таким образом новую жизнь одним и тем же трекам. Классический пример — «I Will Always Love You», культовая композиция Уитни Хьюстон, звучавшая в фильме «Телохранитель»; многие в курсе, что в оригинале эта песня также была хитом в исполнении легенды кантри, певицы Долли Партон. С чужого репертуара начиналась история многих знаменитых рок-групп — от The Beatles («Twist and Shout»), The Rolling Stones («Come On», «Not Fade Away») и The Animals («House of the Rising Sun») до, например, Led Zeppelin (добрая половина материала их первых пластинок представляла собой в разной степени переработанные блюзовые и фолк-стандарты).

В этой подборке я предлагаю сфокусироваться на особом типе кавер-версий — песнях, которые были почти неизвестны в оригинальном исполнении, а прославились именно в перепевках, да так, что далеко не все сегодня помнят их авторов.

Blondie — «Hanging on the Telephone»

 Фото: Suzan Carson / Michael Ochs Archives / Getty Images
Фото: Suzan Carson / Michael Ochs Archives / Getty Images

Композицию, открывавшую прорывной альбом «Parallel Lines» группы Blondie, одного из самых популярных ансамблей эпохи новой волны, в действительности сочинил и записал несколькими годами ранее малоизвестный проект The Nerves. Формально версия Blondie близка оригинальной (вплоть до того, что обе стартуют с семпла телефонного гудка), но аранжировка в хитовом варианте намного легче и воздушнее, а самый разительный контраст — в вокальной подаче.

Если у первого исполнителя, участника The Nerves Джека Ли, в голосе слышна неопределенность, даже отчаяние, то неотразимая Дебби Харри поет «Hanging on the Telephone» с обаятельной уверенностью человека, чувствующего себя хозяином положения. Коммерческая судьба трека отразила этот дисбаланс: вариант The Nerves попал лишь на кассетный сборник, вариант Blondie достиг пятого места в британском хит-параде.

Soft Cell — «Tainted Love»

Фото: Fin Costello / Redferns
Фото: Fin Costello / Redferns

Классический образец британского синти-попа рубежа 1970–1980-х, песня «Tainted Love» авторства Эда Кобба ранее была не один, а целых два раза записана американской певицей Глорией Джонс. Ее первая версия появилась еще в середине 1960-х годов, когда юная Джонс стремилась попасть в ряды артистов популярного лейбла Motown (отсюда характерная аранжировка с духовыми и девичьими подпевками), вторая же вышла в свет в 1976-м, и ее продюсером выступил лидер группы T.Rex Марк Болан, с которым певица в те годы встречалась (именно она позже окажется за рулем машины, попавшей в фатальную для Болана аварию). Обе провалились в хит-парадах, зато к треку не остались равнодушны почитатели так называемого северного соула — клубной субкультуры, которая расцвела в Англии в 1970-е годы. На одной из их вечеринок композицию услышал фронтмен группы Soft Cell Марк Алмонд, и именно в его исполнении она получила международную известность.

Cyndi Lauper — «Girls Just Want to Have Fun»

Фото: Ozier Muhammad / Newsday RM via Getty Images
Фото: Ozier Muhammad / Newsday RM via Getty Images

«Girls Just Want to Have Fun» не первый феминистский гимн, в оригинале написанный мужчиной (то же самое справедливо как минимум для бессмертной «Respect» Ареты Франклин, первую версию которой исполнял Отис Реддинг).

Автором этого суперхита 1980-х был американский музыкант Роберт Хазард, впрочем, в его версии композиция осталась лишь в демо-версии, до официального издания дело так и не дошло. Синди Лопер, до поры до времени конкурировавшая с Мадонной за звание главной поп-звезды своего поколения, переписала текст песни от женского лица, а еще отказалась от мощных рок-гитар в пользу легкомысленного электропопа и сорвала банк: песня попала в топ-10 более 25 разных стран и осталась в истории как яркий слепок эпохи.

Status Quo — «In the Army Now»

Фото: Jorgen Angel / Redferns / Getty Images
Фото: Jorgen Angel / Redferns / Getty Images

Самая известная песня британской группы Status Quo (для всех, кроме поклонников прямолинейного буги-вуги, которым ансамбль прославился еще в 1970-е годы) в действительности принадлежала перу братьев Болланд, голландских исполнителей южноафриканского происхождения. Скромный континентальный хит «In the Army Now» стал всемирно знаменит после того, как лидер Status Quo Фрэнсис Росси услышал его по радио и уговорил коллег по группе записать свою версию, мало чем отличавшуюся от оригинала.

А вот специальный вариант, выпущенный Status Quo в 2010-м вместе с британским военным хором, отличался уже существенно: пацифистский текст переписали так, что теперь он, наоборот, поэтизировал и героизировал армейскую службу.

Natalie Imbruglia — «Torn»

Фото: Jeff Kravitz / FilmMagic, Inc / Getty Images
Фото: Jeff Kravitz / FilmMagic, Inc / Getty Images

Первый и по сей день один из самых популярных хитов австралийской певицы Натали Имбрульи, «Torn» — песня с длинной, сложной и запутанной историей. Впервые она была исполнена и выпущена еще в 1993 году на датском (!) языке под названием «Brændt» певицей Лиз Соренсен. Затем настал черед американских альтернативщиков Ednaswap (именно в эту группу входили соавторы трека Скотт Катлер и Энн Превен) и, наконец, норвежской певицы Трине Рейн. Таким образом, лишь с четвертой попытки композиция обрела мировую славу в исполнении Имбрульи.

Впрочем, выбор песни в ее случае не был случайным: свой первый сингл звезда записывала в компании продюсера Фила Торнелли, который ранее как раз работал с Ednaswap (а еще, например, с группой The Cure). Именно Торнелли предложил певице одно из своих старых произведений, а остальное вы знаете.

Текст: Лев Ганкин