12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, именно поэтому 12 августа принято считать началом создания военной авиации России.
День Военно-воздушных сил — памятный день Военно-воздушных сил в Вооружённых силах Российской Федерации. Отмечается ежегодно 12 августа. Установлен Указом Президента Российской Федерации В. Путина от 31 мая 2006 года №549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации».
После создания в 2015 году Воздушно-космических сил Российской Федерации, в состав которых вошли Военно-воздушные силы, отмечается как День Воздушно-космических сил Российской Федерации.
В этот день хочу поделиться своими воспоминаниями о своих друзьях летчиках-испытателях. Мне посчастливилось вместе летать при невесомости, когда они пилотировали нашей летающей лабораторией.
Лётчики-испытатели, казалось бы, обычные люди, нет ни горящих глаз, ни решительных движений, ни твёрдой речи, но всё же, если их несколько человек «в лётной комнате», на КДП-1, или в «лётной столовой», а им сегодня предстоит летать, то все мы (не лётчики) чувствовали, что они особые люди. В них — какое-то спокойное величие, и углублённость в себя, даже если они шутят, улыбаются; и особое достоинство, клановая отделённость от остальных людей, от нас. А ведь мы, сотрудники ЛИИ тоже были непростыми людьми: инженеры, техники, учёные — все были тогда специалистами очень высокой квалификации. Ещё одна психологическая особенность, и у лётчиков, и у всех лииёвцев возникала благодаря постоянному присмотру таящихся, но не дремлющих спецслужб. Об этой особенности знают все участвующие в засекреченных работах.
Лётчики-испытатели — это особый тип людей. В их психологию пытался вникнуть Марк Галай (Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель, доктор технических наук, один из основателей инженерной психологии). Он писал: «С одной стороны, сложная авиационная техника наших дней и не менее сложные условия её эксплуатации в сильно загруженном воздушном пространстве требуют чрезвычайно жёсткой регламентации деятельности пилота, небывалой ранее высокой запрограммированности этой деятельности. Этим условиям более всего отвечает лётчик спокойный, до педантичности дисциплинированный, твёрдо знающий документы, которые регламентируют его работу, и неуклонно им следующий.
А с другой стороны, тот же лётчик должен быть готов, если заставят обстоятельства, проявить разумную инициативу, самолично принять в условиях неполной информации ответственное не стандартное решение, а потом твёрдой рукой провести это решение в жизнь». [Галлай М. Л. Небо, которое объединяет. СПб.: БЛИЦ, 1997. С. 17–18]. Это две, казалось бы, взаимоисключающие, психологические особенности лётчиков-испытателей. Но есть ещё одна: «В своё время, — пишет М. Галлай, — знаменитый лётчик-испытатель М. М. Громов говорил нам, своим начинающим коллегам: ”В сложной обстановке не надо метаться в поисках самого, что ни на есть, оптимального решения. Найдите приемлемое — и твёрдой рукой, не отвлекаясь больше ни на что, реализуйте его”. Мы — во всяком случае, те из нас, которые дожили до возможности писать воспоминания, — этому совету следовали неукоснительно». [там же, С.20-21]. (продолжение следует).