Найти тему
Yuanming

Благодарность может ослабить стремление соперничать с другими

Новое исследование предполагает, что благодарность может помочь нам пережить пандемию, не противопоставляя себя друг другу.

Фото: unsplash.com/@vidarnm
Фото: unsplash.com/@vidarnm

В разгар вспышки коронавируса мы наблюдаем множество проявлений доброты и даже героизма. Соседи заботятся друг о друге, покупая продукты или распевая песни вместе. Когда у врачей, медсестёр и фельдшеров заканчивались маски, люди жертвовали или шили новые.

Но не все действуют доброжелательно, когда чувствуют угрозу. Есть люди, которые запасаются медикаментами для себя или отказываются соблюдать дистанцию. К сожалению, некоторые становятся более эгоистичными, думая, что надо бороться друг с другом за выживание.

Как мы можем избежать своекорыстной или мстительной реакции во время пандемии? Новое исследование предполагает, что даже небольшая благодарность может оказаться полезной.

В этом исследовании участники из Национального университета Сингапура играли в компьютерные «Гонки на грузовиках». Исследователи наблюдали, как люди торгуются или сотрудничают в конфликтных ситуациях. Цель игры — как можно скорее добраться из точки А в точку Б, в то время как противники могут помогать или блокировать игроков по своему желанию. Игра заканчивается, когда оба игрока достигают своей конечной точки.

Перед началом игры некоторых участников попросили написать о ситуации, вызвавшей у них чувство благодарности, в то время как другие вспоминали события, которые принесли им радость или поддерживали эмоционально нейтральное состояние (например, их распорядок дня). В начале игры они не знали, что другой игрок не был реальным человеком, а набором заранее запрограммированных, очень конкурентоспособных ходов.

Участники могли во время игры мешать другому игроку, блокируя пути или не пропуская его, и многие делали это, когда сталкивались с конкурентным противником. Однако те, кто испытывал благодарность, с гораздо меньшей вероятностью блокировали продвижение противника, чем те, кто испытывал радость или не испытывал никаких особых эмоций.

Соавтор исследования Лиль Цзя не очень удивился этим выводам, хоть и был впечатлён ими, принимая во внимание, что конкуренция обычно выявляет наши худшие инстинкты.

«Исследование продемонстрировало эмоциональную силу благодарности в снижении нежелательной конкуренции», — говорит Цзя.

Чтобы проверить эти результаты, он и его коллеги провели ещё один эксперимент. На этот раз использовали случайную группу американцев разного возраста (вместо первоначальной группы сингапурцев, чтобы посмотреть, как культура может повлиять на результаты). Участникам сказали, что они будут в паре с другим игроком (хотя на самом деле другого игрока не было), чтобы соревноваться в умеренно сложной игре в слова. Прежде чем начать игру, они должны были вызвать в себе чувство благодарности или любую нейтральную эмоцию.

После игры участникам говорили, что они проиграли. Исследователи давали информацию о противнике, как о конкурентоспособном или не очень конкурентоспособном. Идея состояла в том, что проигрыш очень конкурентоспособному человеку вызывает разочарование и желание наказать своего противника.

После «проигрыша» участникам говорили, что их соперники будут участвовать в другом соревновании, которое включало решение анаграмм за денежный приз. Участники могли выбрать одну из трёх подсказок, чтобы помочь своему оппоненту быстрее решить анаграммы, причём подсказки варьировались от наименее полезных («это начинается с буквы Р») до наиболее полезных («это начинается с буквы Р и это орган в вашем теле»). Выбор менее полезных подсказок считался формой мстительности.

Результаты показали, что участники, испытывающие благодарность, с гораздо большей вероятностью дают наиболее полезные подсказки, чем участники в нейтральном состоянии. Даже когда хотели отомстить, люди, которые чувствовали благодарность, были менее склонны к мстительности.

«Саботирование шанса партнёра выиграть не принесло прямой выгоды участникам, которые уже были исключены из соревнования, но этот вредный импульс существовал, — говорит Цзя. — К счастью, этот импульс был ослаблен у тех, кто испытывал благодарность».

Почему благодарность уменьшает желание отомстить? Цзя говорит, что благодарные люди менее эгоистичны и проявляют сочувствие к другим. Учитывая, что люди часто реагируют на конкуренцию тем, что сами становятся более конкурентоспособными за счёт других, неудивительно, что благодарность может ослабить эту тенденцию.

Фото: unsplash.com/@judebeck
Фото: unsplash.com/@judebeck

Исследование Цзя дополняет наше понимание силы благодарности, показывая, как она помогает людям быть добрее к другим в неблагоприятных и благоприятных обстоятельствах. Это может иметь огромные последствия в ситуациях, когда у нас может возникнуть искушение не сотрудничать или наброситься на других, как во время нынешней пандемии.

«В таких угрожающих обстоятельствах легко устанавливаются деструктивные поведенческие циклы. Наше исследование показало, что благодарность может остановить разрушительные намерения и действия», — говорит он.

Цзя указывает и на другие способы, с помощью которых благодарность может помочь во время пандемии в укреплении отношений и формировании чувства общности.

Исследования показывают, что благодарность помогает людям хорошо координироваться в достижении определённой цели. До тех пор, пока сотрудничество является нормой, благодарные люди не чувствуют, что их используют. Поощрение большей благодарности приведёт к большему благу.

Это не только поможет лучшему взаимодействию, но и полезно для нашего личного благополучия, защищает наше психическое здоровье и заставляет нас чувствовать себя более позитивно и оптимистично в отношении будущего.

Больше интересной информации — на сайте Yuanming. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!