Наверняка многие, кто интересовался, знают историю зарождения, возникновения и эволюции Японской мультипликации. Разумеется, ввиду огромного пласта исторической информации все равно каждая новая статья, возникающая на просторах необъятной сети, может иметь в себе что то, чего вы ранее не знали. Информацию я буду брать из разных источников и собственных наблюдений. Конечно, я сильно сожму временные рамки и постараюсь раскопать именно самое интересное, так что это будет далеко не выжимка из школьного учебника, а скорее собственный взгляд на важность моментов истории того времени которые привели к тому, что мы сейчас все именуем "Anime".
На удивление я начну свой рассказ не с нашумевшего Астробоя 1962 года, а с землетрясения в Японии аж в 1923 году. Почему же я взял такой далекий промежуток? Дело в том, что в начале 20 века мультипликация, как таковая, только зарождалась и мастодонтами-первооткрывателями во всем мире был Уолт Дисней. Завоевывая этот рынок он не просто поставил огромную планку качества, по сравнению даже с сегодняшним днем, но и был у многих на слуху. Япония же тоже начала зарождать свою мультипликационную деятельность и в 1907 году был выпущен короткий мультфильм состоявший из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы 活動写真, означающие «движущиеся фотографии» и использующиеся в то время для обозначения слова «кино», затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется. Художник и автор этой анимации неизвестен. В последствии потуги аниматоров стали проявляться все чаще, но сложность и дороговизна процесса сильно замедлило его развитие. И вот, 1 сентября 1923 года островное государство буквально пало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые зарождающиеся анимационные студии. Прогресс был оттеснен на несколько десятков лет назад, а Дисней стал на слуху у Японцев еще на долгое время. Однако его начало стало взращивать поколение художников-мечтателей, а пустота на собственном анимационном рынке стала подталкивать людей к возрождению такой профессии как аниматор.
Следующим важным моментом, по моему мнению, в развитии японской мультипликации, как культурного слоя страны, стал мультфильм "Святые морские воины Момотаро". Ввиду активных боевых действий на нашем земном шаре, 90% всего развлекательного комплекса того времени во всех странах превратилось в пропаганду. В Америке это был Капитан америка по комиксам, в России это были экранизации сказок с пропагандой труда и коммунизма, а в Японии... в Японии тоже решили взять за основу современные реалии и, заручившись поддержкой правительства и неплохим бюджетом(по тем временам), в 1943 году группа самых талантливых аниматоров поставили перед собой цель снять полнометражный мультфильм. Потратив 2 года кропотливой работы и перерисовывая часто многие моменты, ввиду изменения политической и военной стороны самого государства, аниматоры, во главе с Митуё Сэо, выпустили свое творение. Нарисованный ими в апреле 1945 года 74-минутный фильм «Святые морские воины Момотаро» был юношеской лентой о команде сильных бесстрашных зверей (вероятно, символизировавших японских солдат). Они освобождали Индонезию и Малайзию от дьявольских рогатых пришельцев, возможно олицетворяющих союзные войска. До этого они уже выпускали мультфильм в 1943 году "Момотаро — морской орёл", но то была проба пера и сам мультфильм шел около 36 минут, что все равно для того времени было очень даже не плохим результатом. Важность этих мультфильмов была не сколько в продолжительности лент, сколько в том, что правительство, увидев плоды их вклада, впредь стала выделять средства из гос-бюджета для аниматоров. В будущем это перерастет в целое правительственное подразделение по поддержке анимации в японии и последующих выделений грантов с денежными компенсациями для молодых художников, аниматоров и студий.
Влияние милитаризма на аниме продолжалось вплоть до 1947 года. Тогда Япония объявляет себя пацифистским государством. Аниме перестает быть оружием массовой пропаганды и уходит от подчеркнутого реализма к фэнтезийным, фантастичным и сказочным сюжетам, которыми отличаются и сегодня. Ситуация кординально изменилась с появлением в 1956 году Toei Animation, выпустившей вскоре свой первый полнометражный цветной аниме-фильм «Хакудзядэн» («Hakujaden», 1958). Возникновение Toei ознаменовало собой начало нового периода в развитии аниме — периода профессионального творчества. Первые полнометражные фильмы студии очень близко следовали канонам произведений Диснея, используя музыкальные и песенные вставки, а еще на ровне с людьми задействуя животных. Так же можно было заметить и некое сходство в самой мультипликации, а именно плавность движения людей при близком показе кадра, плавные движения зверей и комично-сатиричные изображение многих персонажей болванчиков или антагониста. В последствии компания стала активно экспериментировать с созданием анимации и уже тогда стала зарождать элементы упрощения рисования и анимирования, которыми пользуются и по сей день. Например значительным вкладом раннего Toei в современное аниме стало использование «ключевых сцен» (отдельные, значительные в визуальном смысле кадры прорисовываются с гораздо большей детализацией, чем общий поток видео).
С этих самых пор развитие мультипликации в стране восходящего солнца пошло семимильными шагами, но об этом как нибудь в другой раз. Надеюсь я смог рассказать что то интересное и новое в этом довольно популярном вопросе. Разумеется тогда и понятие "аниме" еще не появилось, а стилистика мультфильмов была далека от того, что мы видим сейчас, однако если считать, что "аниме"- это название чистой японской мультипликации, то моя статья должна было показать историю зарождения этого великолепного феномена. Благодарю за внимание тех, кто дочитал до конца.