Найти в Дзене

Как Жеребцова организовала заговор против Павла I

В марте 1800 года Павел окончательно отвернулся от Англии. Английский посол в Петербурге Чарльз Уитворт написал своему правительству: "мы должны быть готовы ко всему, что бы ни случилось... Император не в своем уме... Я прилагаю все усилия... устранить эту роковую причину всех наших обманутых ожиданий". (Намеренно распускались слухи о сумасшествии Павла I)

Павел I
Павел I

В мае 1800 года вице-канцлер Панин в беседе с тем же Уитвортом перед самым отъездом посла в Англию, обсудили возможность регентства над "сумасшедшим" Павлом.

Любовница Уитворта, Ольга Александровна Жеребцова (урожденная Зубова, английская шпионка), сестра опальных Зубовых, привлекла к участию в заговоре вице-адмирала Осипа Михайловича Дерибаса, только что уволенного Павлом от заведования лесным департаментом за обнаруженные хищения. Дерибас, хитрый и продажный, но ловкий и способный неаполитанец, приехал в Россию вместе с Алексеем Орловым на одном корабле, перевозившем в Петербург по велению Екатерины II известную княжну Тараканову. Дерибас выгодно женился на побочной дочери Бецкого Ивана Ивановича (сам Бецкой был холост), который по слухам был еще и отцом Екатерины II (императрица, по крайней мере, была очень похожа на Бецкого).

Ольга Жеребцова
Ольга Жеребцова

В сентябре 1800 года граф Панин обратился к Павлу с запиской о необходимости сближения с Англией, но попытка его была безуспешной. Тогда Дерибас, игравший большую роль в морском ведомстве, в ожидании войны с Англией, начал увольнять от службы и в отпуск офицеров балтийского флота, которые были необходимы России для войны с Англией.

В октябре 1800 года граф Панин сообщил петербургскому военному губернатору Свечину Ивану Николаевичу, что состоит во главе заговора против императора, и что Павла хотят заставить отречься от престола в пользу Александра. Свечин отверг свое участие в заговоре, но обнадежил Панина, что доносить на него не будет. Дерибас через два дня снова попытался завлечь губернатора в заговор, но безуспешно. На следующее утро Свечин был уволен от своей должности губернатора и назначен сенатором, а уже вечером был отставлен и от этой службы.

27 октября 1800 года на его место был назначен Петр Алексеевич Пален (немец из Курляндии, приобрел огромное доверие Павла с помощью Кутайсова), ставший участником заговора. Свечин был уволен с подачи фаворита Павла, брадобрея графа Ивана Кутайсова, которого использовали вслепую. Старший сын Кутайсова, Павел, был женат на одной из дочерей Лопухина (княжне Прасковье Петровне Лопухиной), сестре фаворитки Павла I, а на другой сын Жеребцовой (английской шпионки) Александр. Жеребцова польстила Кутайсову, что будто-бы, брат ее князь Платон Зубов, желает жениться на одной из его дочерей. Кутайсов убедил Павла простить Зубовых и вернуть их в столицу. В ноябре 1800 года Зубовы приехали в Петербург; им были возвращены их имения, и они были назначены шефами кадетских корпусов. Зубовы примут активное участие в убийстве Павла.

П.А. Пален
П.А. Пален

2 ноября 1800 года граф Пален добился от императора возвращения в столицу исключенных из военной службы 2000 человек, которые были прощены, но вдвойне озлоблены против Павла I. Этих людей Пален готовил на всякий случай, когда наступит день переворота.

23 октября 1800 года начались враждебные действия России против Англии. Павел I издал указ о наложении эмбарго на английские суда в русских портах в отместку за захват англичанами Мальты. "Случайно" заболел президент адмиралтейств-коллегии граф Кушелев, и Дерибас должен был докладывать дела императору. Он убедил императора в легкой победе над Англией, в случае их приближения к Кронштадту.

На Дерибаса посыпались царские награды и благоволения, и он уже собирался, от неожиданного счастья выдать императору заговорщиков, но внезапно заболел и скоропостижно умер. Граф Панин неотлучно находился при больном и следил, чтобы тот умер правильно и не выдал на исповеди никого. По неосторожности Панин вызвал гнев Павла и был удален в подмосковную деревню. Незадолго до своей опалы Панин несколько раз виделся с сыном Павла I Александром в бане и убеждал его принять бразды правления. После удаления Панина в деревню, главой заговора стал граф Пален.

Граф Пален избрал своей правой рукой генерала Беннигсена, находившегося на русской службе, но являвшегося подданным английского короля. Именно Беннигсену граф Пален предназначил роль главного исполнителя. Заговорщики даже смогли проникнуть в семейную жизнь Павла. Один из сыновей Жеребцовой был женат на сестре княгини Гагариной, которая по душевной простоте рассказывала своим родственникам все, что доверял ей государь.

4 декабря Павел стал сколачивать коалицию против Англии в составе: Россия, Швеция, Пруссия и Дания; союз с Францией также был обеспечен. Это была грозная сила морских держав против англичан. Кронштадт готовился к обороне, принимались меры к защите Соловков, которые англичане исторически "любили" и будут еще "любить" в Крымскую войну. Павел желая больнее уколоть Англию, стал просить Бонапарта сделать набег на берега Англии.

Чарльз Уитворт
Чарльз Уитворт

В январе 1801 года Павел приказал атаману войска донского Орлову двинуться в поход на Индию. Поход был этот неподготовленный и необдуманный: даже дороги в Индию никто не знал. Но англичане были напуганы, поскольку среди них была полная неизвестность относительно экспедиции русских в Индию. Этот испуг был увеличен, когда 18 января 1801 года им стало известно, что Грузия вошла в состав России. Только лондонское правительство сохраняло спокойствие, поскольку знало, что жизнь Павла I долго не продлится и, чтобы скорее привести к результату действия заговорщиков, в Россию шел непрерывный золотой поток.

1 февраля 1801 года Павел переехал в Михайловский замок, построенный на месте Летнего дворца, в котором он родился. "На том месте, где родился, хочу и умереть" - говорил император. Вокруг него уже не было никого, кто мог бы его защитить. Последним человеком, на которого Павел мог бы опереться, был граф Растопчин. Заговорщики искусно отправили его в ссылку в подмосковную деревню; его две должности: первого члена коллегии иностранных дел и директора почт ― переданы были Палену.

Граф Пален распускал слухи специально для Александра Павловича, что император собирается вот-вот заключить его мать в монастырь, а самого Александра и его брата Константина в Шлиссельбургскую крепость, хотя слухи эти ничем не подтверждались впоследствии.

Только в конце февраля 1801 года английский кабинет тихо и спокойно отправил в Балтийское море эскадру под командованием адмирала Нельсона. Эскадра была еще где-то далеко от российских берегов, когда пришло известие, что император Павел I почил в бозе "от апоплексического удара".

Сколько денег потратила Англия на убийство русского царя, сказать точно трудно. Но известно, что после смерти Павла I, Жеребцова получила от Англии 2 млн. рублей для раздачи заговорщикам. А сколько денег пришло в Россию во время организации заговора и его воплощения ― одному богу известно и англичанам. Жеребцова, однако, полученные 2 млн. не передала заговорщикам, а присвоила их себе. Эта дама, весьма легкомысленного поведения, после смерти Павла жила некоторое время в Лондоне, была любовницей короля Георга и привезла с собой в Россию сына, по фамилии Норд, выдавая его за сына короля Георга.

Убийство Павла I
Убийство Павла I

Когда речь шла о выгодах Англии, то она никогда не скупилась. Наполеон, обладавший, бесспорно отличной информацией, прямо указывал на то, что смерть императора Павла прямо связана с английским золотом.