Найти в Дзене
Техника 🚘

Цитрусовая бомба: realme подрывает украинский рынок электроники

2020 год уже принес всем столько хлопот, что невольно ожидаешь от новостей только плохого, но, похоже, сегодня у нас принципиально другие новости. Сегодня realme официально представил свои новинки на украинском рынке, мировая премьера которых состоялась всего несколько дней назад. Помимо смартфонов realme расширяет свое присутствие на рынке TWS-наушников (пункт 4 в нашем прогнозе на 2020 год), запускает смарт-часы и выходит на рынок смарт-телевизоров. Все это происходит при агрессивной (залпы идут из всех доступных стволов и калибров) рекламной активности Цитруса, который сделал отличные ставки на продвижение этой марки, организовав себе эксклюзивные условия дистрибуции. Разберемся что произошло и как это отразится на украинском рынке. Спирали истории: ничто не ново под Луной История всегда развивается по спирали: мы все это уже видели, не один раз, все происходит по уже понятным и примерно одинаковым (со скидкой на современное цифровое общество, скорость изменения которого иногда пуг
Оглавление

2020 год уже принес всем столько хлопот, что невольно ожидаешь от новостей только плохого, но, похоже, сегодня у нас принципиально другие новости. Сегодня realme официально представил свои новинки на украинском рынке, мировая премьера которых состоялась всего несколько дней назад. Помимо смартфонов realme расширяет свое присутствие на рынке TWS-наушников (пункт 4 в нашем прогнозе на 2020 год), запускает смарт-часы и выходит на рынок смарт-телевизоров. Все это происходит при агрессивной (залпы идут из всех доступных стволов и калибров) рекламной активности Цитруса, который сделал отличные ставки на продвижение этой марки, организовав себе эксклюзивные условия дистрибуции. Разберемся что произошло и как это отразится на украинском рынке.

Спирали истории: ничто не ново под Луной

История всегда развивается по спирали: мы все это уже видели, не один раз, все происходит по уже понятным и примерно одинаковым (со скидкой на современное цифровое общество, скорость изменения которого иногда пугает). Этот путь уже один раз прошли японские, затем корейские компании, и теперь проходят китайские. Это путь снижения цены при стремлении сохранить качество. Сейчас это прозвучит удивительно, но, например, успех Panasonic в XX веке был заложен основателем компании Коносукэ Мацусита, целью которого было организовать производство массового и доступного миллионам людей продукта. Плеером Sony под именем Walkman тоже пользовались миллионы, при этом устройство изменило привычки потребления музыки миллионов людей. В прошлом десятилетии этот путь прошли Samsung и LG (а в автомобильной промышленности их земляки KIA и Hyundai). Что они делали? Да то же самое, в сущности: те же товары, что Sony и Panasonic, только на 20% дешевле. Этот год завершает второе десятилетие 21 века, и на арену уже вышли китайские компании: Huawei, DJI, Xiaomi — эти имена уже известны во всем мире, и они сегодня являются отнюдь не синонима дешевых товаров низкого качества. На примере Xiaomi (который уже стал новым Samsung) прекрасно видно, что помогает продвигать их смартфоны по всему миру — создание своей экосистемы и выхода на смежные рынки, постепенно наращивая экспансию. Xiaomi просто создала новую модель дистрибуции, объединив под своим зонтичным брендом десятки производителей хорошей техники из Китая, пустив их в свои (в первую очередь — онлайновые) каналы дистрибуции. Вообще именно дистрибуция — ключ к успеху, а вовсе не технические характеристики и цена, как привыкли считать гики. Простой свежий пример — смартфоны со сгибающимся экраном Samsung Galaxy Z Flip и Motorola RAZR. Продукты во многом схожие, продажи отличаются серьезнее некуда. И не потому, что продукт Samsung в разы лучше, отнюдь, значение имеет место на полке магазина. Если оно есть — продажи так или иначе будут, если на полке магазина товара нет — продажам просто неоткуда взяться.

Причем тут Цитрус?

Являясь не самым крупным игроком на украинском рынке, Цитрус стал серьезным шилом в известном месте для всей отрасли розничной торговли электроники. Больше экспериментов (включая смелые, рискованные, скандальные и провокационные — перепробовали решительно все). Больше эпатажа и больше желания быть на слуху. Компания постоянно находится в поиске идей и новых сегментов. Они первыми стали массово продавать персональный электротранспорт (дополнив его пунктами проката в родной курортной Одессе и Киеве, где обучали и воспитывали покупателей, вовлекая их в использование продукта и делая его частью своей жизни). Цитрус имел интересную и не очень продолжительную историю с продвижением марки Meizu,  в раскрутку которой было вложено немало сил (и денег). Вообще стоит сказать, что для розничной компании быть дистрибьтором очень выгодно — ты получаешь маржу не только оптовую, но еще и розничную (которая, как правило, еще выше). Позиция эксклюзивного (все каналы продаж завязаны на тебя) дистрибьютора дает свои дополнительные плоды — любая продажа устройства, официально ввезенного в страну, дает тебе свою копеечку, даже если в розницу продал не ты. Похоже, realme станет для Цитруса новым бриллиантом — звезды, что называется, сошлись.

Почему продукция realme обречена на популярность? 

Тут все очень просто — ключевым фактором продаж на нашем рынке (как и всех бедных стран, не входящих в сферу «Золотого Миллиарда») — это низкая цена. Фактор цены — это козырь, который в нашей стране бьет всегда. Конечно, это вовсе не означает, что покупатели iPhone или Samsung вдруг разом возьмут и переключатся на новый бренд, вовсе нет. Но все ценовые сегменты, в которых выходят продукты realme, — это бюджетные категории. Правильно выбрана и целевая аудитория — молодежь, которая при любых обстоятельствах ищет новые средства для самовыражения, а еще любит делать то, что не делали родители. Это касается в том числе и предпочтений в выборе марок. Не раз замечал, как сорокалетние по-прежнему остаются верны «японским» брендам, тогда как имена Sony, Panasonic (а с ними — Sharp, Hitachi, Toshiba, JVC, Pioneer — в эпоху моей юности их было немало) являются для восемнадцатилетних пустым звуком, как глава о каменном веке из учебника истории. Нехватка денег (не берем во внимание «золотую молодежь» с новыим айфонами — их не большинство) и желание попробовать новое и не такое, как у родителей — вот гремучая смесь, составляющая основу заложенной бомбы. Ну, и расширение ассортимента, конечно — оно позволяет бренду расширять свое присутствие в жизни потребителей и чаще быть на слуху (а еще рекламироваться из каждого умного утюга экрана).

Расширение линейки realme сегодня

realme Buds Air Neo и Buds Q — TWS-наушники за 999 и 699 гривен. Это совсем не цена AirPods, не цена отличных Galaxy Buds и Huawei Freebuds. Это цена на Aliexpress (ну, можно, конечно, найти и дешевле, но порядок цен примерно такой же). Одни — внешняя копия AirPods (зачем изобретать велосипед, хорошие художники, как известно, копируют, а великие — воруют) для тех, кто любит вставную конструкцию. Другие — с резиновым уплотнителями — для ценителей внутриканальных наушников. Подключение к смартфону через приложение и вот их уже можно с чистой совестью называть «умными». Никаких каких-то особенных технологий не нужно.

realme Watch — смарт-часы за 1599 гривен. Цена, практически, аналогичная нашумевшим на Aliexpress на прошлой неделе Haylou Solar LS05. С тем отличием, что не нужно будет ждать месяц-два, пока они приедут на ездовых улитках из Китая (после того, как начнутся продажи, разумеется, это будет через пару недель только). Дизайн, взятый у «сами знаете каких часов». Измерения фаз сна, пульса и уровня кислорода в крови. Двадцать видов циферблата сразу и обещание еще сотни в ближайшие месяцы. С такими данными им не нужно быть самыми-самыми технологичными и энергоэффективными. Цена делает свое дело, а цена, подкрепленная агрессивной рекламной кампанией (в этих играх Цитрус преуспел, как никто другой) — тем более.

телевизоры realme на Android TV — сложный для логистики и сложный для конкуренции товар. В коробке с одним телевизором можно привезти десятки смартфонов, чья стоимость и прибыль будут в сотни раз выше. Тем не менее, телевизоры все еще остаются важным экраном в нашей жизни, поэтому да — этим стоит заниматься для укрепления бренда. Всего две диагонали — 32 и 43 дюйма, цена чуть-чуть ниже, чем у Xiaomi, слабые технические характеристики (HD-панель у младшей модели, вы давно об этом слышали?) О высоких технологиях речь не идет, но, например, купить 43-дюймовый Android-телевизор (другой сейчас покупать смысла мало) за 7500 гривен (есть рассрочка) — почему бы и нет? Вам не сильно нужен 4К на кухне, право слово. Ценник в 4399 гривен на младшую модель вовсе выглядит смешным. При предзаказе еще дарят беспроводные наушники, пусть и недорогие, за 500 гривен, но в этом ценовом сегменте война идет за каждую сотню гривен, поэтому это выглядит уместным и выгодным предложением — совсем не скидка размером с полный бак бензина на стоимости мерседеса. К тому же разработчики подошли к вопросу с полным пониманием рыночной ситуации. То есть — да, у нас нет 4К, как у Xiaomi, а зато у нас звук 2х12 ватт, а не 2х8 ватт, как у Xiaomi! Нате вам! И фильм в 4К будет у вас далеко не каждый при просмотре, а звук вы будете ощущать ежедневно, так-то.

смартфон realme X3 SuperZoom — тут уже не все так просто, в ценовом сегменте в 12 000 гривен новому игроку побороться будет много сложнее. Это смогут подтвердить и OPPO, и vivo, и Samsung. И вообще этот сегмент выглядит вотчиной Huawei с Honor. Обещание 60-кратного гибридного зума выглядит примерно как обещание 100-кратного зума у Galaxy S20. На словах и в презентации выглядит очень красиво, на практике смысла мало. Хотя стоит сказать, что предыдущая старшая модель realme 6 Pro выглядит интересно, но запала бренда тут уже не хватит — целевая аудитория любит более простые ценовые предложения. Но не иметь такого условного «флагмана» компания тоже не может — он играет свою имиджевую роль на той же полке в магазине, помогая (это реально помогает, поверьте продавцу с немаленьким стажем работы) продавать более дешевые модели смартфонов.

В сухом остатке

Цитрус можно поздравить не только с приобретением удачного бренда в свою коллекцию/портфолио, но и с тем насколько хорошо ложится идеология realme в наш откровенно небогатый (не зря мировые премьеры realme проводит в Индии — там огромная аудитория с низкими доходами) рынок. Хорошо сбалансированные продукты, грамотное расширение продуктовой линейки (телевизоры, пауэрбанки, TWS-наушники — это самые востребованные товары сегодня в сегменте электроники, если не считать самих смартфонов). Тут можно вдруг подумать, что Цитрус прям хочет стать «царем горы» на рынке. Это совсем не так. В амбициозных планах компании на украинском рынке стать третьим по продажам брендом в смартфонах к концу этого года. Цель, кстати, не простая, но такой и положено быть амбициозной цели. Цитрусу вполне будет достаточно обладать своим «свечным заводиком», и пока глобальные успехи realme выглядят куда как успешнее, чем у Meizu в ее лучшие времена. 

Вот чего я совсем не увидел на презентации (хотя и не сильно ожидал увидеть) — так это анонсированного мира AIoT (типа, искусственный интеллект, объединенный с интернетом вещей). Нет, конечно, если называть интернетом вещей любое беспроводное устройство с Bluetooth сегодня, а AI пихать куда нужно и куда не нужно, то все в порядке. Но осадочек, как говорится, остался. В остальном посмотрите, если есть лишний час времени и желание, презентацию — она, хоть и сделана с разумной для такого случая долей маркетингового булшита, выглядит много реалистичней и продуманней, чем большинство виденных мною таких выступлений (а видел я их, мягко говоря, немало). Четкое понимание аудитории, своих конкретных и вполне конкурентных преимуществ. И поэтому все у realme получится. Во всяком случае в то, что эти новинки будут популярны, и позволят Цитрусу заработать немного денежек (а покупателям натурально сэкономить денег) в эти непростые для всех нас времена.