Проспект академика Сахарова задумывался как магистраль, соединяющая центр города и вокзалы на Комсомольской площади. Он должен был стать также дублером Мясницкой улицы, т.к. в 30-х годах XX века стало понятно, что Мясницкая улица не справляется с транспортным потоком. И поэтому для разгрузки улицы решено было прорубить параллельный широкий проспект. Строительство проспекта было закончено лишь к 1980-ым годам. Ранее проспект именовался Новокировским, т.к. соседняя Мясницкая была переименована в ул.Кирова. Переименован в 1990 г.в память о выдающемся физике и общественном деятеле Андрее Дмитриевиче Сахарове (1921-1989). Сахаров - создатель водородной бомбы, страстный борец за права человека, за прекращение испытания ядерного оружия.
Вдоль проспекта предполагалось разместить административные здания ВЦИКа, Наркомлегпрома, Наркомзема, Наркомснаба, Дома Метро и высотной доминанты - Дома Книги. Проспект должен был стать главной административной магистралью города.
Предполагалось, что проспект пройдет до Лубянской площади, но он так и не был проложен до конца из-за начавшейся Великой Отечественной Войны, после которой интерес к данной магистрали почти угас. Было принято решение довести проспект не до Лубянской площади, а до Бульварного кольца.
Проспект Сахарова без преувеличения можно назвать витриной советской архитектуры. Нет в Москве другой улицы, где бы история архитектуры 20в. была выстроена в такой стройный ряд.
Здание, построенное для Внешэкономбанка СССР, строилось в 1980-е гг. Здание вытянулось почти во весь отрезок от Каланчевской улицы до Садового кольца и отражает характерные черты архитектуры 80-х гг. – стремление к комплексной застройке, создание единого архитектурного массива. Это «советский модернизм» 2-й волны – монументальное направление, которое можно условно назвать «безордерной классикой». Это был один из немногих случаев в столичном строительстве, когда на объекте работали приглашенные специалисты из стран-членов СЭ. Изначально проект на проспекте Академика Сахарова задумывался как комплекс банковских зданий. Он предназначался для Внешэкономбанка, Международного инвестиционного банка и Международного банка экономического сотрудничества.
Отличительные черты комплекса. Улучшенная отделка — как внешняя, так и внутренняя (использование натурального камня, богатые краснодеревные работы в обшивке стен). Самое современное (на тот момент) инженерное оборудование — сантехника, электрика, системы вентиляции и кондиционирования, охраны, видеонаблюдения и пожаротушения. Интересное планировочное решение для той эпохи — предусмотрены актовый зал, кафе, рестораны.
Внешние панели были облицованы румынским травертином, первые два цокольных этажа — гранитом. Во внутренней отделке использовались мрамор и гранит.
Вообще, чтобы несколько упорядочить наше впечатление от застройки, необходимо отметить, что все постройки здесь, хоть и принадлежат к разным периодам советской архитектуры, тем не менее сочетаются друг с другом в ряде общих особенностей. Это и тяжелые монументальные комплексы административных зданий
В зданиях сохраняются некоторые элементы конструктивистского стиля: прямоугольные парапеты на крышах; сплошное вертикальное остекление лестничных клеток; акцентуация углов зданий, решаемых в виде вертикальных стеклянных фонарей. В то же время характерными приёмами формирования архитектурного образа становятся: кессонированные своды арок; развитые дополнительные карнизы с находящимся над ними верхним этажом-аттиком; открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже; безордерные колонны квадратного сечения; использование имитационной рустики, настенных изображений в технике граффити и ярких цветов в сочетании с непременным белым; и, конечно, же конструктивизм!!!!! - С середины 1920-х годов силу набирают новые художественные течения. На волне подъёма искусства русского авангарда, зародившегося ещё в 1900-е гг., создавалась самобытная версия современной архитектуры,
К сожалению, становление отечественных школ современной архитектуры протекало в весьма неблагоприятных экономических условиях. Точная реализация смелых проектов зодчих была очень затруднена: нехватка даже элементарных строительных материалов сильно отражалась на качестве воплощения в жизнь проектов той поры. Лишь в исключительных случаях удавалось реализовывать уникальные технические и архитектурные решения. Колоссальное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый потенциал русского авангарда в сочетании со слабой материально-технической базой СССР давали парадоксальные результаты.
Более адекватной действительности оказалась архитектура конструктивизма. Представители этого направления много строили, им подражали архитекторы, не имевшие четкой приверженности конструктивизму и не входившие в конструктивистскую организацию ОСА. Представители рационализма, отрицавшие утилитаризм конструктивистов, имели куда меньше шансов для воплощения своих творческих предложений. Поэтому основным наследием этого направления является проектно-графический и теоретический материал.
Конструктивизм:
- Центросоюз (Ле Корбюзье) (сейчас – Госкомстат РФ)
- Главный вычислительный центр Госплана СССР Павлова (сейчас бизнес-центр)
Особенности конструктивизма:
- объемы-блоки, поднятые над землей
- опоры-ножки Центросоюз, Госплан)
- скругленный объемы (Центросоюз, Наркомзем)
- плоские крыши-террасы («сады на крыше»)
- «прозрачные», просматриваемый насквозь фасады («свободный фасад»), ленточные окна (благодаря чему создается ощущение того, что стена стеклянная)
- свободные пространства этажей
Здание Минсельхоза
Выстроено в стиле позднего конструктивизма для Наркомата земледелия; арх.А.В.Щусев; одно из наиболее масштабных и значительных в градостроительном отношении общественных сооружений Москвы конца 20-х - начала 30-х гг. Здание Наркомзема, включающее четыре крупных корпуса, сгруппированных вокруг внутреннего двора, занимает большую территорию между Садовой-Спасской улицей и Орликовым переулком, образуя при их пересечении эффектную и динамичную композицию. Угол здания пластически выделен скруглением стен, сквозь которое в верхней части проступают чёткие грани прямоугольного объёма. Выразительно обыгрываются лаконичные плоскости стен, чёткий ритм горизонтальных «лежачих» и ленточных окон. Для интерьера характерны ясность и целесообразность планировки помещений. Еще одна находка – цвет здания – говорит о том, что конструктивизм может быть решен в таких смелых тонах (несомненный «Привет» Щусева Казанскому вокзалу).
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Делитесь публикацией. Подписывайтесь на наш канал https://zen.yandex.ru/geronimusi . Ваши Геронимусы.