Найти тему
History Train

Нигилизм Штирнера или первый осознаный анархизм.

Оглавление
Зарисовка Фридриха  Энгельса, единственное изображение Макса Штирнера, при жизни он не делал фотографий и не делал портрет себя. (Фото из Ян. Картинки)
Зарисовка Фридриха Энгельса, единственное изображение Макса Штирнера, при жизни он не делал фотографий и не делал портрет себя. (Фото из Ян. Картинки)

Многие ли знают такого человека как Штирнер? Скорее всего нет, ибо от Штирнера остались лишь ряд работ, а также зарисовки Фридриха Энгельса, который вместе с Карлом Марксом и как раз таки Максом Штирнером состояли в клубе Младогегельянцев.

Практически единственной крупной работой от Штирнера является его книга "Единственный и его собственность". Название уже навивает чувство, что эта книга посвящена критике социализма, защите капитализма и какой-то полуэкономической и полуфилософской работой. Однако при прочтении книги этот шаблон ломается. Да, Макс критикует коммунизм, но он также и не выражает поддержки капитализму, более того, он выступает уничтожить святость частной собственности!

"Что значит, уничтожить святость частной собственности?"

Макс Штирнер писал, что все священное для меня чуждо, кажется не моим, а потому я не стремлюсь его присвоить, но когда его святость спадает, то я буду только и выжидать момент, чтобы его забрать, присвоить, а после и сохранить.

Данное мнение выдвигается и в сторону семьи, государства, права, закона, народа, да что греха таить.... лишить святости человечество!

"Что значит лишить святости?"

Штирнер считал что общество, религия и государства сдерживают свободу индивида, которого Макс ставил отдельно от человечества, считал что их интересы пускай и могут пересекаются, но развитие индивида ограничивается "Моральными принципами", религией, правом, государством, народом, семьей. Что все, что я описывал выше, ограничивает индивида, ради собственных, эгоистичных целей. Он заявлял что народ, человечество, государь (или государство) и даже сам Бог (Если он есть) это самые великие Эгоисты!

"Подожди, почему все что ты расписал, есть Эгоисты?"

Штирнер дает на это ответ в самой первой главе своей книги:

Он пишет - "Если бог есть все во всем, то все это его дело, значит он заботится о себе, думает о себе, делает все для себя."

А разве это не Эгоизм?

Другой пример: у нас есть султан который сильно любит своих подданных, делает все для них, отдает себя им. А разве это не альтруизм?

В представление обывателя, да. Но давайте подумаем шире. Что будет с теми, кто не подданный султана? В лучшем случае его выгонят, или заставят стать подданным султана, и хотя бы на время пребывания в его вотчине, соблюдать его правила, законы, веру. Если же он не будет подчиняться законам Султана, то его могут посадить или даже казнить

Получается любовь султана распространяется только на его подданных, но ведь подданные по-факту его собственность, а потому дело слуг и дело султана.

Значит он заботится только о себе (в данном случае заботится о своей собственности), думает о себе и работает только на себя. Да султан такой же эгоист!

Давайте приведем последний пример:

У нас есть народ, который отправляет своих сынов на поля битвы, чтобы "Народ процветал". Индивиды и более мелкие общества отдают свою жизнь, чтобы в лучшем случае их почитали раз в году парадом и парой слов благодарности. Вот это уже эгоизм направленный на получение прибыли!

И того Штирнер считал что раз государство, бог, народ следуют эгоистичным целям, то индивид должен перестать ради них убиваться и воспринимать их как нечто "Святое", только когда Я стану заботиться о себе, думать о себе и работать только на себя, тогда я стану свободным, Я стану "Единственным".

"Зачем мне отказываться от работы на государство/бога/народа?"

Как я уже писал выше, Штирнер считал что народ, бог и государство следуют эгоистичным целям, тем самым убивая индивида и его индивидуальность законами, моралью и т.д. и т.п.

Стоит привести пример, когда святая церковь сжигала, или отлучала ученых, философов, или когда народ Афин судил Сократа. По-факту что церковь, что народ, что государство давили развитие индивида.

Штирнер предлагал построить общество, где индивиды жили бы независимо от всех выше описанных вещей, где права человек должен получить сам, при помощи своей силы или ума.

Он считал что китаец не может быть свободным, пока не будет свободным, пока не будет её желать, пока не будет её добиваться.

"Но ведь государство и так дает мне права" - скажет читатель и будет прав, однако эти права предоставляют гражданину чтобы он смог после приносить больше пользы государству, по-факту это просто вложение, но даже так у этих прав будет ограничение.

Штирнер считал что право данное государством нельзя считать правом, так как сильный просто дает вам часть своего права, чтобы после отбить его тем, что вы начнете приносить больше пользы государству. Он считал что настоящее право можно заполучить силой, что чтобы стать свободным, нужно стремиться стать свободным, ждать когда тот, кто лишает тебя свободы, проявит свою слабость, или когда вы станете достаточно сильны или умны чтобы заполучить право на свободу.

Поэтому Штирнер и критиковал коммунистов, ведь они хотели чтобы землей владели те, кто её обрабатывает, но достойны ли они права на хозяйственную независимость, если они не смогли себя защитить и у них появился помещик, или какой-нибудь начальник?

Штирнер выступал за частную собственность, но при этом не считал её священной, считал что сильный может отнять собственность у слабого, а если он недостаточно силен чтобы защитить свою собственность или если он признал передачу своей собственности другому, то он её теряет.

Поэтому Штирнера можно считать капиталистом, но был он капиталистом который выступал за то, что присвоение чужой собственности это норма, что она не священна, что естественно ставит жирный крест на крупных компаниях и приводит к обществу мелких собственников.

Государство же и её законы наоборот защищали частную собственность, даже если её контролирует слабый. Государство превратила всех в граждан, по-факту в таких же подданных, только теперь нет феодала, есть закон или конституция.

Однако мы увлеклись частной собственностью.

Штирнер также считал, что когда человек перестанет отдавать себя народу, государству, богу и перестанет ради них самобичивать, то он, как владелец, имеет во владении только одно, себя. "Единственный" это есть мы, которое является с рождением творческим "ничто", то есть это полотно, камень, из которого мы как художники или архитекторы должны создать что-то, то есть улучшать себя, заполнять себя. Практически мы это можем делать каждый день читая книги, научные статьи, смотря образовательные программы, практиковать свои навыки (Например практиковать игру на гитаре, или практиковать писательские навыки) и просто напросто получать новую ценную информацию и советы от общения с более умным человеком вообще, или более умным в какой-то сфере.

Именно это и считает Макс Штирнер эгоизмом - работа только над собой, заботясь о своем деле и своей собственности и думая только о себе.

"А как же покончить с святостью?"

Штирнер считал что всякая святость чего-либо, это лишь наш дух, который в итоге перерос нас самих и сам диктовал свои условия, создание нашего разума, которое переросло наш разум.

Чтобы покончить со святостью чего-либо, нужно перестать давать ему право на владение собой, например если у вас есть силы, или вы умны, или у вас есть хитрый план, то нужно не давать суду право судить вас. Штирнер также объяснял это тем, что так или иначе у государства, религии и народа было свое виденье правильного и права, а так как мы хотим стать свободным и от тех и от других, мы не должны принимать права им судить нас, мы не должны следовать их принципам правильного и права.

Цель эгоиста не слепо отвернуться от чего-либо, ведь иначе его поставит на место розга, нужно развиваться чтобы перерости розгу, стать сильнее или умнее чтобы розга уже не могла нас остановить.

Так будучи ребенком вы будете не способны уничтожить авторитет семьи, но когда вы наконец обретете собственное мнение, свой взгляд, станете экономически и хозяйственно независимыми, то тогда авторитет и святость семьи рухнет. Тогда вы сможете стать более свободным, ведь теперь на вас не будут действовать семейные узы, отец и мать не смогут диктовать вам свои правила, вы станете независимыми от них и сможете не просить денежных средств чтобы купить гитару для занятий, или чтобы купить ту книгу, которая интересна вам, пускай и придется осматривать все еще на религию, мораль, общество, государство и на свой кошелек.

Да, конечно, вы вряд ли прервете общение с семьей, не будете ей помогать. Просто эти отношения с состояния "ребенок и родители" перерастет в новую стадию, станет более эгоистичной, ведь теперь вы будете обмениваться ресурсами, брать у друг друга взаймы, обмениваться опытом, совместно делать что-то. Также когда ваши родители состарятся, то вы скорее всего будете им помогать, однако по-факту это будет лишь возвращение долга, который накопился когда вы были еще ребенком.

"Так чем связанны эгоистичные цели Штирнера и анархизм?"

Нигилизм Штирнера предлагал стать индивиду полностью свободным от общества, религии, народа, государства, даже от человечества! Его идеи, можно сказать, были самым радикальным индивидуализмом, который стал одним из столбов анархизма вообще. Однако идеи Штирнера как и он сам были забыты и вы не найдете упоминаний о нем в школьной программе, действительно крупной работой посвященной Штирнеру была книга Карла Маркса и Фридриха Энгельса "Немецкая Идеология", которая буквально была критикой идей анархо-индивидуализма, хотя в книге критиковали и других философов.

Тем не менее прочитать книгу "Единственный и его собственность" стоит, ведь она излагает интересные мысли и идеи, а также может быть неплохим дополнением к Фридриху Ницше.

Ставьте лайки, подписывайтесь на History Train и оставляйте комментарии.