Последние годы в Формуле-1 то и дело поднимаются разговоры о возвращении клиентских болидов. Крупные команды до 80-х годов могли продавать свои машины маленьким частным командам, но впоследствии от этой практики было решено отказаться. Каждая команда стала должна самостоятельно разрабатывать болид. Не так давно в Формуле-1 произошёл небольшой кризис, когда команды начали один за другим прекращать своё существование (Caterham, Marussia, HRT и другие). Тогда то владельцы Формулы-1, опасаясь недостаточного числа болидов на стартовой решётке, впервые и заговорили о возвращении клиентских машин. Пришли новые команды, такие как Haas, и эти разговоры утихли, но вот с появлением в этом году "розового Mercedes" они вспыхнули снова.
Новый болид Racing Point почти точная копия прошлогоднего Mercedes, и это вызвало панику у многих участников чемпионата. Команды средней группы (Renault, McLaren) опасаются потерять свои позиции в несправедливой, по их мнению, борьбе, ведь они то разрабатывают свои машины самостоятельно. Топ-команды (Ferrari и Red Bull) увидели в этом возможно дополнительного заработка и развития. Если Mercedes можно иметь фактические клиентские машины, то почему бы и им не поступать так со своими сателлитами (Alpha Tauri, Alfa Romeo, Haas)? Такой логики придерживаются Бинотто и Хорнер.
Конечно, обвиняя Racing Point они очень лукавят. Все мы понимаем, что и Alpha Tauri имеет доступ к разработкам Red Bull, и Ferrari помогает бывшему Sauber с разработкой болида и комплектующими для его сборки. Что уж говорить о недавнем так называемом "чуде Haas", когда команда-новичок при поддержке Ferrari сразу стала приезжать в очки. Но всё это лишь случаи частичного заимствования, ведь командам приходится самим разрабатывать шасси. Racing Point же фактически скопировали шасси Mercedes.
Всё привело к тому, что половина пелетона ополчилось против команды Лоуренса Стролла. Каждую гонку они подают официальные протесты в FIA по поводу несоответствия розовых болидов техническому регламенту. Последнее заседание стюардов FIA частично удовлетворил их требования, но, в тоже время, фактически узаконил существование болида RP20. Многих это не устроило, и они готовы подавать апелляции. Плюс предлагается подать протест на сам Mercedes за факт передачи технических данных другой стороне.
На этой волне вновь и появились разговоры о клиентских машинах и законности копирования и множество слухов с этим связанных. Например, если можно копировать болиды, то почему бы Red Bull не построить четыре одинаковых болида и два из из них передать младшей команде. Тогда можно было бы вернуть в команду Себастьяна Феттеля, оставшегося без места на следующий год, посадив его за руль Alpha Tauri. Да, руководство Red Bull чётко дали понять, что в основной команде для немца места нет, но по нынешнему сезону мы видим, что "быки" могут оказывать сопротивление Mercedes, в отличие от буксующей Ferrari, а следовательно, тогда бы Феттель получил конкурентоспособный болид, способный бороться за высокие места. Многие именно с этим связывают то, что Себастьян отказывается озвучить решение по поводу дальнейшей карьеры. Ferrari, в свою очередь, смогли бы создать второй сильный "итальянский" коллектив, дав возможность обкатать в нём свой молодняк за рулём сильного болида. Плюс это поспособствовало возрождению былой славы легендарной Alfa Romeo, что так же благоприятно отразилось бы на коммерческой облике бренда. Ведь не стоит забывать о коммерческой составляющей для участников Формулы-1.
Так всё-таки возвращение клиентских машин: хорошо это или плохо? С одной стороны - это хорошо. Повысится уровень конкуренции, возрастёт накал борьбы, если пилоты будут гонятся на одинаковых болидах. Но что в этой ситуации делать тем, кто принципиально развивается самостоятельно, таким командам как Williams и McLaren? У них абсолютно не будет права на ошибку, а в современных экономических условиях у них будет ещё меньше возможности бороться с командами-гигантами и их сателлитами. К тому же, вряд ли топ-команды станут передавать дочерним командам актуальную технику этого года. Скорее всего это будут прошлогодние болиды, а это автоматически поставит их на шаг назад.
Конечно, мне было бы интересно посмотреть, как, например, Латифи получил бы возможность бороться с Хэмилтоном на равной технике. Но это утопия. Такого, скорее всего, никогда не будет. Формула-1 не превратится в моносерию. Да, некоторые элементы унификации постепенно болидов вводятся в регламент, но Ф-1 всегда была интересна именно разностью подходов команд к созданию болидов, их особенностями, разработкой чего-то нового, что двигало автоспорт вперёд. Посмотрим, чем закончится история с "розовыми Mercedes" , но, на мой взгляд, разговоры о клиентских машинах, в прямом смысле этого слова, так и останутся лишь разговорами. Глядя на Mercedes, другие топ-команды станут более плотно сотрудничать с дочерними коллективами, предоставляя им больше им информации о своих разработках болида, но полные копии мы вряд ли увидим.
Если вам понравилась статья, то поддержите её лайком, репостом в соц.сетях и подпиской на канал. Пишите в комментариях, что вы думаете о клиентских машин. Хотели бы вы их возвращения или категорически против? Буду рад почитать и пообсуждать с вами. И будьте здравы.